Белгородчина и вся Россия вспоминают 23 августа особую памятную дату — День разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве. Это событие стало переломным для хода Великой Отечественной войны и положило конец превосходству Германии на полях сражений. Наступление на Курской дуге было последним со стороны немцев. За 50 неимоверно трудных дней и ночей Красная армия разбила 30 немецких дивизий, в том числе семь танковых.
За подвиги в Курской битве звания Героя Советского Союза были удостоены более 180 солдат и офицеров, свыше 100 тысяч человек награждены орденами и медалями. Среди них около 50 чернянцев.
Павел Яковлевич Поляничко появился на свет в Чернянке в 1903-м. В этом юбилейном для великого сражения году исполнилось 120 лет со дня его рождения. В июле 1941 года Чернянским РВК был призван в ряды Красной армии. Воевал в составе Северо-Кавказского, Воронежского, Степного фронтов. С марта 1943 года служил в должности командира первой стрелковой роты 211-го гвардейского стрелкового полка 73-й Сталинградской гвардейской стрелковой дивизии.
В приказе о награждении орденом Красной Звезды есть описание его подвига: «В боях за Родину с немецкими оккупантами в районе высоты 167,8 на правом берегу реки Северский Донец, Харьковское направление, с первого по третье августа 1943 года гвардии старший лейтенант Поляничко Павел Яковлевич проявил себя смелым, стойким командиром. После форсирования реки Северский Донец противник в течении трёх дней вёл яростные контратаки и этим самым пытался скинуть в реку переправившиеся наши подразделения. Несмотря на миномётный артиллерийский огонь со стороны противника тов. Поляничко П. Я. стойко отразил 11 атак, истребив до 100 гитлеровцев, 5 станковых пулемётов, 3 ротных миномёта, и прочно закрепился на правом берегу».
В боях на Курской дуге гвардии старший лейтенант Поляничко был тяжело ранен.
За боевые заслуги Павел Яковлевич награждён медалями «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» и другими. Возвратившись с фронта, он долгое время работал председателем колхоза имени Маленкова, воспитал троих детей.
Умер Павел Яковлевич в 1978 году. Боевые ранения напоминали ему о себе всю жизнь.
Семнадцатилетним мальчишкой ушёл на фронт из родного Малотроицкого Василий Михайлович Мухин. В боях на Курской дуге он получил медали «За боевые заслуги» и «За отвагу», а после были орден Отечественной войны второй степени, орден Красного Знамени, медали «За освобождение Праги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» и другие.
О своём участии в знаменитом сражении гвардии лейтенант Василий Мухин оставил воспоминания, которые сегодня бережно хранят сотрудники чернянского районного краеведческого музея.
«Каждый, кто пережил суровое военное время, никогда не забудет далёких грозных дней. Хорошо, до мельчайших подробностей, вспоминаю военные дни и я, участник войны.
Я учился в Старооскольском геологоразведочном техникуме. Окончив первый курс, мы, студенты, разъехались на каникулы. И вдруг война... Через несколько дней после её начала я и несколько моих товарищей пришли в Чернянский райком комсомола. Желание у каждого было одно — уйти на фронт, взять в руки оружие, громить врага.
«Молодые вы, ребята! Вот подрастёте, тогда и возьмёте в руки оружие. А пока отлично трудитесь в тылу. Замените тех, кто ушёл на фронт. Станьте трактористами», — предложили нам в райкоме.
Так я стал учиться на курсах трактористов в Сукмановской МТС. Всего два месяца изучали мы устройство трактора. По тому времени этого было достаточно, чтобы получить удостоверение на право вождения машины. Совсем немного я поработал на тракторе в своём родном селе Малотроицком.
1942 год. Снова лето. Территория Чернянского района оккупирована врагом. Наши войска с боями уходили за Дон. Вместе с частями Советской армии уходила молодёжь района. Пристал к одной части и я, упросив командира зачислить меня в её состав. Просьба была удовлетворена. Так я стал солдатом и вскоре был направлен в пулемётно-миномётное училище. Но закончить его не пришлось. В апреле 1943 года всех курсантов училища вдруг направили на пополнение одной из дивизий Степного фронта. Перебросили нас на Курскую дугу. Стояли на третьей линии обороны. Время зря не теряли: окапывались, занимались изучением военной техники, закалялись физически. Так простояли мы до 5 июля (находились мы тогда под селом Бобровы Дворы).
Начало битвы на Курской дуге мы встретили в походе. Утром 7 июля приняли встречный бой под селом Кочетовка Ивнянского района. Было ранее утро: встающее солнце, серебристая роса на траве, созревающие хлеба... Как это всё не вязалось с тем, что кому-то сегодня придётся умереть, что всё это будет сметено огнём.
Мы пошли в атаку и заняли половину села. Тогда фашисты бросили на нас танки и мотопехоту. Но мы выстояли. Все атаки озверевшего врага отбили с большими потерями для него. Ночь прошла спокойно, а утром бой загремел с новой силой. Мы не ведали страха. Мысль была одна — больше, больше уничтожить фашистов.
В моих руках было грозное оружие — станковый пулемёт «Максим». Я был командиром пулемётного отделения, первым его номером — наводчиком, лежал за пулемётом и вёл огонь. Наше подразделение смогло продвинуться метров на сто пятьдесят вперёд. Но потом снова пришлось залечь — продвижению нашей роты мешал пулемётный и миномётный огонь врага.
Я внимательно осмотрелся вокруг и заметил, что миномёт противника установлен за селом, прямо во ржи. Над этим местом после каждого выстрела поднималось облачко дыма. Тут же кликнул своего товарища, Ивана Топченко. Прихватив гранаты, мы отползли назад и с фланга стали подкрадываться к фашистским миномётчикам. Ползли через рожь. Подобрались незаметно. Одновременно бросили две гранаты. Двое фашистов были тут же убиты, а один взят нами в плен.
За эту операцию мы получили свои первые награды — на наших гимнастёрках заблестели медали «За боевые заслуги». Но это было потом, а вечером того дня наша часть в спешном порядке была переброшена в район Прохоровки. Так мы стали участниками великого танкового сражения.
Окопавшись в высокой ржи и бурьянах, мы наблюдали этот невиданный доселе поединок стальных громадин, а вскоре и сами пошли в наступление. Продвинулись километра на два. И опять нашу дивизию направляют на другой участок фронта, под село Драгунское Томаровского района. Я попал в танковый десант, который принял участие во взятии высоты. Немцы сделали в кургане двухамбразурный ДЗОТ, установили там крупнокалиберные пулемёты, а перед ним вырыли две линии траншей.
В штурме участвовали двенадцать наших танков с десантами. Мы с успехом продвинулись вперёд, заняли и очистили от врага первую траншею. И вот здесь-то, когда я хотел устремиться к следующей траншее, меня ранило в правую руку. Попал в госпиталь, а спустя полтора месяца вернулся в 97-ю гвардейскую дивизию Воронежского фронта. Снова начались бои. Мне довелось участвовать в освобождении Кременчуга, Кировограда, форсировать Вислу, Одер. Конец войны я встретил в Праге.
Десятилетия прошли с момента окончания Великой Отечественной, но она и сегодня помнится каждому солдату, каждому, кому довелось испытать её тяготы. Мы выстояли тогда, мы победили. Иначе и не могло быть, ибо мы вели священную войну за свою свободу!».