Подготовка ребёнка к школе — важный этап, требующий осознанного подхода. Чтобы этот переход был максимально плавным и успешным, полезно пообщаться с учителем, который будет классным руководителем вашего первоклассника. Для мам и пап мы подготовили интервью с учителем начальных классов поселковой школы №2, победителем всероссийского конкурса профессионального мастерства «Первый учитель» Светланой Редченко. Светлана Владимировна рассказала, на что особенно обратить внимание, как помочь адаптироваться к школьному режиму, как организовать рабочее пространство дома и многое другое.
— Светлана Владимировна, прошедший учебный год был насыщенным на конкурсы профмастерства, успехи и победы. Но в то же время жизнь не стоит на месте, и Вы в очередной раз выпустили в среднее звено четвероклассников и сегодня на пороге нового набора малышей. Для родителей вопросов всегда больше, чем ответов. Предлагаю разделить интервью на несколько тем. Начнём с адаптации. Какие особенности адаптационного периода в первом классе?
— Адаптация — это процесс привыкания к новым условиям жизни. И жизнь не только самого первоклашки, но и всей семьи меняется кардинально. Это новый режим дня: подъём по расписанию (и как бы мы ни умилялись сладкими губками и сопящими носиками, будить придётся); уроки заканчиваются не в 17.00, а ещё существуют кружки и секции, не всегда они в школе — отвести ребёнка нужно родителям, потом ещё эта домашка… Да, в первом классе д/з не задают, но мы же понимаем, что нужно палочки прописать, слоги прочитать… Без повторения и закрепления наши современные дети «с лёту» запоминают только пароли от игр и коды для «покупки» новых уровней и жизней. Всё остальное требует отработки. И тут без контроля и помощи родителей никак не обойтись.
А что ребёнок? Ему ещё сложнее. Новый социальный статус «школьник» для вчерашнего малыша — это «круто!», то есть, гордо, почётно, но порой так сложно. Освоение новых правил, обязанностей, коллектива и учителя. Дети сталкиваются с изменением уклада дня, необходимостью соблюдать дисциплину, выполнять учебные задания, что может вызывать стресс и неуверенность, особенно у тех, кто не посещал детский сад. А ещё нет дневного сна, парта проигрывает по комфортности диванчику или мягкому ковру. Да, дети считают себя невероятно взрослыми, стараются сидеть ровненько и внимательно слушать, но очень устают. И побегать, и покричать громко-громко хочется, и поваляться на полу желательно, а тут — «Тихо, идут уроки!».
Первый — мы ещё досыпаем, второй урок — «Что-то интересное эта тётя рассказывает», третий урок — «Терплю на максималках, я же маме и бабушке обещал быть хорошим учеником», четвёртый — «Признаю, обещание сдержать невозможно»… Преувеличиваю, конечно, но дети действительно устают физически, психоэмоционально. Динамические паузы, всего лишь по три урока в начале обучения, игровые приёмы на самих уроках призваны облегчить положение, но только это не спасает положение.
Что же делать? Объединяемся! Только вместе — учитель и родители — мы поможем теперь уже нашему общему ребёнку «войти в колею» максимально комфортно, плавно и быстро. Кстати, если говорить о длительности адаптационного периода, тут всё индивидуально. У большинства детей он занимает два-три месяца, у некоторых — до полугода. С последним в своей практике лично я не встречалась, мы адаптировались всегда достаточно быстро, но и такое бывает. Здесь нет ничего страшного, просто нужно принять такую ситуацию и помочь педагогу сделать переход из сада в школу максимально безболезненным.
— Как помочь своему ребёнку в этот период?
— Знакомлюсь с индивидуальными особенностями ребёнка и его семьи, провожу диагностику готовности к обучению. Нет, это не сортировка «хороший — плохой». Это важно для понимания того, как с каким ребёнком работать, какие каналы восприятия ведущие, какие выбирать слова для диалога, даже темп и тембр речи. Считаю это важным. Мы все разные, поэтому с разными детьми говорю «на разных языках». Советую и дома обратить на это внимание. Протестируйте своих чад, сейчас в Интернете есть масса методик, — какой тип восприятия информации у него ведущий. С аудиалом больше говорите, правила проговаривайте, давайте устные инструкции — как и что сделать. Для визуалов нужны будут схемы-подсказки, пиктограммы, картинки. Кинестетикам для решения задачи, например, можно дать настоящие яблоки или конфеты, а слоги, из которых нужно составить слова, разложить по комнате. Дигиталы — это цифры и логика — создаём ситуации, требующие конкретики, чёткой последовательности.
Даю своим ученикам возможность «услышать, увидеть, потрогать, структурировать», и через всё это — понять и принять. Умею читать выразительно и разными голосами, наглядность люблю яркую: памятки, схемы-подсказки, алгоритмы, а ещё много игр и заданий, когда нужно перемещаться по классу. Да, со стороны это не идеальная картинка: дети шумят, спорят, ходят по классу, работая в группе, тоже практически никогда не садятся, могут писать на клочке бумажки огрызком карандаша… Но мои ученики хорошо учатся, не боятся сказать, что что-то не выучили или забыли (это всё поправимо), на уроке не стесняются просить повторить объяснение, не боятся трудностей, идут на помощь друг другу не когда позовут, а когда это нужно — видят и чувствуют другого. Самое главное — мы принимаем всех такими, какие есть. И подстраиваться друг под друга, учимся жить мирно, быть семьёй мы начинаем с первого дня в школе.
Формирую дружный класс, помогаю наладить отношения между детьми, поддерживаю атмосферу безопасности и доверия. И могу с уверенностью сказать, что мне это удаётся. Раньше сама подбирала тренинги, игры на командообразование, сплочение. Сейчас очень рада, что во всех начальных классах в регионе реализуется программа внеурочной деятельности «Орлята России». Вот в ней идеально подобраны упражнения, есть все необходимые ресурсы, чтобы дети влились в социум и сами стали его активным звеном. Если классный руководитель не будет относиться скептически, то результат не заставит себя ждать — дружный, активный и инициативный коллектив обеспечен.
Но найти своё место в коллективе, быть принятым сложно. И справиться со своими эмоциями и стрессом тоже. Этому учу, используя игровые формы. Помогает мне на первых порах и Михаил — это большой белый медведь, который живёт в классе. Когда ребёнок не идёт на контакт, не могу добиться, почему загрустил или даже расплакался, спрашиваю у Михаила. Он мне на ухо говорит, но я иногда «плохо слышу», поэтому ребёнка прошу повторить мне так же на ушко. И вы знаете, это работает. Иногда своих Басиков и прочих приносят со словами: «Он вам тоже что-то хочет сказать». Делятся своими печалями, сомнениями и страхами. А потом уже вместе решаем возникшие проблемы.
Чтобы избежать стресса, учебную нагрузку увеличиваю постепенно. Вижу, что устали — могу провести урок на улице: посчитаем ступеньки, сравним высоту скамеек, а осыпающиеся листья чем не счётный материал — вокруг сплошная математика, а читать стихотворения или рассказы о природе лучше на природе. А сколько есть приёмов и методов, которые точно скучать не дадут, разобраться с самыми сложными задачами помогут. Если вы видите, что класс на уроке «какой-то ерундой» занимается, а в тетрадках какие-то зверушки с примерами вклеены, поверьте, это не внешняя мишура и игрушечки — это повышение мотивации и активизация учебной деятельности. Так и положительное отношение к школе в целом поддерживается. Школа — это не про скучно, это про интересно!
И тут начинаем своё дотошное родительское наблюдение. Если ваш малыш, даже когда не хочет просыпаться, встаёт и идёт умываться, а от предложения бабушки «остаться дома разок» отказывается, значит, адаптировался успешно.
— Есть признаки успешной адаптации?
— Да, ребёнок установил контакт с учителем и одноклассниками, с удовольствием о них рассказывает, осознаёт свои обязанности, подчиняется школьным правилам. Он не создаёт конфликтных ситуаций, умеет договариваться, проявляет интерес к учёбе, справляется с заданиями, испытывает положительные эмоции от посещения школы, самостоятельно регулирует своё поведение, может рассказать о своих чувствах и переживаниях.
— Как выстраивается взаимодействие с родителями?
— Регулярно информирую родителей о ходе адаптации, обсуждаю успехи и трудности ребёнка, провожу родительские собрания, индивидуальные консультации, даю рекомендации по поддержке дома — это всё традиционно и важно. Но, помимо этого, призываю родителей активно участвовать в школьной жизни, интересоваться успехами ребёнка, помогать ему разбираться с правилами и общением. Если родители участвуют в наших активностях — квестах, праздниках, мастер-классах, соревнованиях, походах, то дети осознают значимость школы для взрослых, а значит, школа становится значимой и для ребёнка. Особенно в первом классе это важно. Дети «считывают» эмоции родителей, смотрят на мир через призму родительских суждений и оценок. Поэтому, дорогие родители, оценивайте школу и всё, что происходит в классе на «хорошо» и «отлично» — это обязательное условие для мягкой и успешной адаптации первоклашек.
— Поговорим об учебном процессе. Какие основные навыки и знания необходимы ребёнку для успешного начала обучения?
— Для успешного старта в школе ребёнок должен обладать базовыми знаниями: уметь читать простые слова, считать до десяти и обратно, различать звуки, знать своё имя, полные имена родителей, адрес, времена года, основные цвета и формы. Не знает буквы — не беда, всему научимся вместе, но может быть некомфортно. Дети сейчас развиты не по годам, и умением читать в пять-шесть лет никого не удивишь. Поэтому, если ваш ребёнок с буквами будет знакомиться только в школе, будьте готовы поддержать его самооценку. Запомнил несколько букв сразу, слил в слоги — большой молодец! Никогда не допускайте токсичных фраз, начинающихся со слов «А вот твой одноклассник…». Сами попробуйте освоить китайский язык или язык программирования с нуля. Легко?
— Какие методы и программы сегодня используются в начальной школе?
— Мне импонирует, что в современной школе уже не просто дают знания и навыки: чтение, письмо, математика, работа с компьютером, но и развивают мягкие навыки: креативное, критическое мышление, внимание, эмоциональный интеллект, а также умение ставить цели, управлять эмоциями и самостоятельно учиться. Современный человек должен владеть крепкой базой знаний, умений и навыков, но важно и уметь добывать информацию из разных источников, работать с ней, уметь работать в команде, ставить цели и выстраивать алгоритмы достижения целей. И представляете, даже в первом классе.
Современное обучение в начальной школе включает проектное обучение, где дети решают реальные задачи и работают в группах, обмениваются идеями, используют интерактивные технологии, игровые методики, междисциплинарный подход, объединяющий разные предметы, индивидуальный подход с учётом интересов и способностей ребёнка, геймификацию — введение игровых элементов.
Все классы у нас в школе работают по программе «Школа России». Да, это традиционная программа, рассчитанная на среднего ученика, но это не значит, что сильному ученику будет скучно. Любой учитель всегда ориентируется на разные уровни подготовки детей, подбирает задания различного уровня сложности. К каждому ребёнку стараемся подходить индивидуально.
— Как Вы работаете с детьми, испытывающими трудности в учёбе?
— Трудностей порой не избежать. В этом случает проводят дополнительную работу, используя индивидуальные подходы и систематические тренировки на основе образцов учителя. Важно выявлять причины затруднений и работать над ними постепенно, поддерживая ребёнка и помогая развивать необходимые навыки.
— Как Вы оцениваете успехи учеников? Когда появляются первые оценки?
— Справившись с трудностями, мы непременно рассчитываем на успех! Красивую букву обвожу красной ручкой, могу даже восклицательный знак рядом поставить. Если работа грязная, буквы пляшут (при условии, что у ребёнка нет особенностей развития или иных объективных причин), то на листе появится грустный смайлик. Замена отметок звёздочками — «5», квадратиками — «4», треугольниками — «3» недопустима! Отметки появятся только во втором классе. Пока можно использовать только мотивашки: «Молодец!», «Здорово!», «Всё получилось!»… На ошибки мы тоже указываем, но мягко, корректно. Ребёнок не должен бояться ошибок, ведь только начинает осваивать материал.
— Как Вы способствуете развитию коммуникативных навыков и умению работать в команде?
— Спросите моего ученика любого выпуска, от тех, кто уже своих внуков приводит ко мне же, до тех, кто только вчера окончил четвёртый класс: «Что самое главное?». Самое главное — человеком быть хорошим. Человеком, который готов прийти на помощь, ему не безразлична судьба класса (а потом школы, посёлка, страны, мира), человек, который хочет быть полезным обществу, при этом сам стремиться к саморазвитию, осознаёт важность образования и ценность труда, толерантен и эмоционально отзывчив.
Я стараюсь создавать в классе атмосферу открытого общения, поощряю активное слушание и взаимное уважение. Использую групповые проекты и игровые методики, которые требуют совместного решения задач, что развивает умение договариваться и сотрудничать. Также делюсь примерами из жизни и поощряю учеников делиться своими мыслями, чтобы они учились выражать себя и понимать других.
В нашем классе приняты простые и понятные правила: уважать друг друга, слушать, когда говорят, не перебивать, помогать товарищам, соблюдать порядок и быть ответственными за свои поступки. Эти правила формируют культуру взаимного уважения и создают комфортную среду для обучения и общения.
— Как Вы решаете конфликтные ситуации между детьми?
— В конфликтных ситуациях я стараюсь выслушать обе стороны, помочь детям понять чувства друг друга и найти компромисс. Использую методы мирного разрешения, например, веду беседу в спокойной обстановке, предлагаю детям самим выработать правила поведения и способы решения споров. Важно, чтобы дети чувствовали поддержку и понимание, а не наказание.
— Какие правила поведения приняты в классе?
— Большое внимание уделяю развитию ученического самоуправления. Моя авторская программа «ЛУЧиК» была представлена на всероссийском уровне, получила положительные отзывы и уже много лет доказывает свою эффективность. Мои дети сначала с помощью взрослых, а теперь уже и самостоятельно не только проводят различные мероприятия — от развлекательных до социально значимых, но и сами их инициируют. А ещё у нас есть сообщество класса в «ВКонтакте», где мы освещаем свою жизнь и проводим различные активности. К нам присоединяются друзья из других регионов. Проводим телемосты, пишем друг другу настоящие бумажные письма, отправляем посылки с книгами, сувенирами, угощениями. Дружба классами — это здорово!
И в творчестве стараюсь своих детей научить тому, что сама умею. Мы умеем читать стихи и прозу со сцены, наслаждаемся аплодисментами. Мои талантливые звёздочки побеждают в региональных и даже всероссийских конкурсах. Горжусь! А тем, кто сцены и открытой публичности боится, я предлагаю альтернативный вариант — снимаем видеоролики. Не получилось с первого дубля — не беда, перезапишем. Ты будешь молодец! Твоим творчеством будут наслаждаться наши подписчики, а лайки и приятные комментарии я гарантирую. Ребёнок успокаивается, раскрывается, появляются крылья и уверенность «Я смогу!».
— Многие сомневаются, а нужно ли это: праздники, концерты, выступления, видеоролики, конкурсы? Не отнимает ли это всё драгоценное время от учёбы?
— Нет, нет и ещё раз нет! Только способствует качественному образованию. Прежде чем выйти на сцену, написать проект или подготовить конкурсную работу, нужно подобрать материал, выделить главное, понять, о чём речь, выучить текст, добавить оценочное суждение и эмоциональную окраску… Все наши мероприятия и конкурсы не ради славы и развлечения. Не понимает и не принимает этого только глупый или ленивый. Такой резкой оценкой я не боюсь кого-то обидеть. Это факты.
— Давайте поговорим о подготовке дома. Что родители могут сделать, чтобы помочь ребёнку подготовиться к школе?
— Объясните, как устроена школа, расскажите о положительных моментах и поделитесь своими школьными историями, чтобы вызвать интерес и снизить страхи. Учите ребёнка самостоятельно одеваться, собирать портфель, выполнять простые домашние обязанности. Постепенно приучайте к режиму дня с чётким временем сна и подъёма, чтобы адаптация к школьному расписанию была легче. Используйте игровые формы обучения: развивающие игры для логики, речи и счёта. Учите ориентироваться во времени, чтобы ребёнок понимал распорядок дня. Вовлекайте в выбор школьных принадлежностей — это повысит мотивацию и заинтересованность.
— Как организовать рабочее пространство?
— Обеспечьте ребёнка всеми необходимыми материалами для занятий и выделите отдельное место для хранения, чтобы он мог самостоятельно ими пользоваться и поддерживать порядок. Создайте спокойную, комфортную и минимально отвлекающую обстановку, где ребёнок сможет сосредоточиться на учёбе.
— Как поддерживать интерес ребёнка к учёбе?
— Рассказывайте позитивные истории о школе, поддерживайте радостное ожидание. Занимайтесь с ребёнком в игровой форме, делайте обучение увлекательным и разнообразным. Поощряйте самостоятельное чтение и творчество, поддерживайте его увлечения. Не давите на оценки и не пугайте школой, чтобы не вызвать негативных эмоций. Обсуждайте просмотренные передачи и книги, стимулируя мышление и интерес.
— Как относиться к дополнительным занятиям (музыкальная, спортивная школы), стоит ли начинать с первого класса?
— Если ребёнок проявляет интерес к творчеству или спорту, поддерживайте его увлечения, так как эстетическое и физическое развитие важны для формирования личности. Начинать дополнительные занятия можно с первого класса, но важно не перегружать ребёнка и учитывать его готовность и желание. Здесь всё очень индивидуально. Главное — чтобы занятия приносили радость и не становились источником стресса.
И помните, что игры в телефоне или планшете — это не вид отдыха. Много лишней энергии и есть время — спортивная секция или занятия в школе искусств намного полезнее.
— Каковы Ваши ожидания от родителей первоклассников?
— Учитель ожидает от родителей активного участия и сотрудничества в воспитании и обучении детей, понимания важность единства воспитательных воздействий школы и семьи. Родители должны быть заинтересованы в развитии ребёнка, поддерживать его адаптацию в школе и взаимодействовать с педагогом для решения возникающих вопросов.
А ещё я жду от своих новых родителей, что помогут организовать для детей традиционное и обязательное для меня мероприятие «Знакомьтесь, это Я!». Это большой праздник, когда все дети получают возможность показать свои таланты, способности, продемонстрировать увлечения. Рядом с ними обязательно семья. Так каждый сможет убедиться, что у него такие классные одноклассники, с ними точно стоит дружить, а родителей уважать — вон они какие дружные! Уверена, что и в этот раз всё получится. Хотелось бы очно, но и в онлайн-формате мы уже праздник проводили. Опыт имеется.
Классные родительские собрания обычно проводятся не реже одного раза в четверть, иногда чаще при необходимости. Общешкольные собрания чаще всего проходят раз в полугодие или по плану школы. Чтобы родители увидели, как их ребёнок живёт в школе, раньше я всегда проводила «Дни открытых дверей». Реалии нашего времени таковы, что родители не всегда имеют возможность зайти в школу, тем более попасть на уроки. У нас есть альтернатива — регулярно ведём «репортаж с места событий»: включаю камеру телефона, и снимаем простые рабочие моменты, яркие события. Иногда это даже прямая трансляция с урока. Делаю очень много фотографий. Не позёрских, а настоящих, из жизни. Хочется запечатлеть наше взросление, сохранить в памяти эмоции. Фото и видео с разрешения родителей, конечно, размещаем в сообществе или родительском чате.
Для решения текущих вопросов и индивидуального общения — телефонные консультации и встречи с родительским комитетом. На собраниях важен диалог, обсуждение вопросов адаптации, успеваемости, воспитания, а также повышение педагогической культуры родителей.
— И в заключение нашего интервью предлагаю опубликовать список принадлежностей для будущего первоклассника.
— Основные канцелярские товары: дневник или блокнот для записи заданий, что принести, куда поставить отметку; 10 тетрадей в обычную клетку и 10 в косую линейку (учитель может порекомендовать купить тетради с различной разлиновкой, лучше уточнить), пенал (лучше мягкий на молнии, не трёхэтажный), два простых карандаша, четыре синие шариковые ручки, ластик, точилка, линейка, клей-карандаш, ножницы, цветные карандаши и фломастеры (наборы 6-12 цветов), акварельные краски, гуашь, кисти, стакан-непроливайка, бумага для рисования (формат уточните у учителя), клеёнка на стол, пластилин, цветная бумага и картон, папка для тетрадей, обложки для тетрадей и учебников, счётные палочки.
Для учёбы и организации также понадобится ранец с ортопедической спинкой, подставка и закладки для книг, веера с цифрами и буквами. Одежда и обувь, школьная форма (по требованиям школы), сменная обувь и мешок для неё, спортивная форма для спортивного зала и улицы, кроссовки для физкультуры, туфли на каждый день, тёплая обувь на сезон.
И ещё пару рекомендаций — выбирайте удобные и безопасные принадлежности, подходящие по размеру для ребёнка. Не покупайте слишком большие наборы красок и карандашей — достаточно базового набора. Все принадлежности обязательно подпишите. Уточните индивидуальные требования школы или учителя перед покупкой. Этот список можно дополнить по рекомендациям вашей школы или учителя.
— Спасибо большое за полезную информацию, уверена, она пригодится многим.