За последние несколько лет немало образовательных учреждений нашего района получили вторую жизнь. Среди них сельские школы Ездочного, Малотроицкого, Русской Халани, Лозного, Орлика, Андреевки, поселковая школа №2. Условия обучения для чернянских детей значительно улучшились. В одном из своих обращений к жителям региона губернатор Вячеслав Гладков сказал:
«Образовательные организации оснащаются самым современным оборудованием, наполняются новыми смыслами. Мы хотим, чтобы каждый ребёнок смог максимально реализовать свои таланты и способности. Наша задача — сделать белгородское образование одним из лучших в России».
А какими были условия обучения детей прошлого века? Проведём небольшой исторический экскурс и узнаем, кто же придумал первую школьную парту, как изначально выглядел этот предмет, какую эволюцию он претерпел, откуда к нам пришло слово «парта». Интересно? Рассказываем!
До начала 19 века в России ещё не было всеобщего базового образования. После крестьянской реформы 1861 года школы для сельских детей начали открывать повсеместно. Естественно, специальной мебели для учащихся ещё не было: мальчишки и девчонки сидели за простыми столами на обычных лавках.
Первый стол, разработанный специально для учеников, появился в конце 19 века. Чертежи школьных парт с наклонной столешницей создал швейцарец доктор Фарнер в 1860-е годы. Их прототипом стали высокие наклонные конторки, за которыми работали писари еще со времён эпохи Возрождения.
Конструкция, позволяющая ученику сидеть лишь в строго определённой позе, очень заинтересовала гигиениста Фёдора Эрисмана. Он также родился в Швейцарии, но переехал в Российскую Империю после женитьбы на русской студентке Надежде Сусловой (позднее она стала одной из первых женщин-врачей в России). Эрисман, обследовавший сотни учащихся 15 гимназий, заметил, что многие школьники спустя несколько лет после начала учёбы приобретают проблемы со зрением и позвоночником.
К 1870 году он опубликовал исследование, в котором описал разработанную им конструкцию и выполнил подробные расчёты размеров парты, за которой было удобно писать, читать, рисовать. Прочный и жёсткий предмет мебели представлял собой скреплённые вместе стол и скамью: столешница закреплена под наклоном, поэтому ученик сидит ровно и видит тетрадь или книгу под прямым углом на расстоянии около 40 см. Спинка скамьи прямая, поддерживающая поясницу, сама скамейка слегка заступает под передний край стола. Под столом есть подставка для упора ног.
По указу царя Александра Второго парта Эрисмана стала обязательным атрибутом всех учебных заведений России. Парты делали исключительно из дуба в четырёх размерах для обучающихся разного роста. Позднее для удешевления конструкции парты стали изготавливать из древесины хвойных пород. Была ещё одна проблема: одноместные парты стоили дорого и занимали слишком много пространства. Требовались большие классы, чтобы усадить всех учеников.
Выход придумал петербургский студент Пётр Феоктистович Коротков, который усовершенствовал идею Эрисмана: парта стала двухместной, а также получила откидную крышку. На ней появились крючки для портфелей и полка для учебников под столешницей. Претерпела изменения и сама столешница. Именно Коротков решил расположить на ней углубления для чернильниц и два желобка для пера и карандаша.
Пётр Коротков работал сельским учителем в уральском селе Бруснятском (ныне Белоярский район Свердловской области), куда был сослан за участие в тайном революционном обществе народников «Земля и воля». Своё изобретение в 1887 году он привёз в Екатеринбург на знаменитую международную Сибирско-Уральскую научно-промышленную выставку, которую открывал брат императора Александра Второго Михаил Николаевич.
На всех гостей выставки инновационная парта Короткова произвела неизгладимое впечатление. За это учителя бруснятской школы наградили серебряной медалью и выдали диплом об изобретении. Благодаря тому, что выставка была международная и участвовали в ней первые лица страны, очень скоро во многих школах стали использовать не одноместную парту Эрисмана, а двухместную Короткова.
Сам Коротков после этого «растворился» в истории — в 1895 году школу, где он преподавал, сделали церковно-приходской, и ему пришлось переехать в Кунгур, чтобы учить детей уже там. Умер он в 1907 году и даже неизвестно, где именно похоронен.
В русском языке слово «парта» обозначает стол для школьника особой конструкции. Более того, партой могут называть и обычный письменный стол, если он расположен в школе. У лингвистов нет стопроцентной уверенности в происхождении этого слова. В этимологическом словаре Фасмера с пометкой «возможно» говорится, что русский термин «парта» происходит от немецкого «apart» — «в стороне, особняком». По версии словаря Успенского, в его основе французское «а part» — «особо», «в отдельности», ведь когда-то партами называли сиденья для одного или двух учеников, в противоположность длинным, многоместным, общим школьным столам и скамьям.
Памятники такой парте установлены в Варшаве и в Воронежской области. А вот ученики чернянских школ имеют возможность в подробностях рассмотреть её в экспозиции районного краеведческого музея. Двухместная парта с полкой для учебников изготовлена из экологически чистого материала — массива хвойных пород дерева. Часть столешницы откидывается.
Представители старшего поколения, которым посчастливилось заниматься за такими столами, наверняка вспомнят, как оставляли друг другу послания на внутренней стороне или договаривались одновременно грохнуть (стукнуть) откидной крышкой, чтобы испугать учительницу. А кому-то на память придут строки песни: «Парта школьная мне снится и задачника страница, помню всех учителей до одного…». Чернянский краеведческий музей ждёт в гости всех жителей и гостей посёлка, чтобы поделиться интересными историями и рассказами о старине.