Наш постоянный читатель Алексей Лазебный из хутора Петровский рассказал историю своего родственника Петра Павловича Лазебного. Оказавшись в немецком концлагере, он не смог смириться с судьбой, за что поплатился жизнью.
Пётр Лазебный родился в 1923 году и был шестым ребёнком в многодетной семье Павла Ивановича Лазебного из хутора Петровский Чернянского района. Во время оккупации хутора была выдана разнарядка на принудительные работы в Германии для родной сестры Петра Татьяны. Чтобы не подвергать её опасности, он добровольно вызвался ехать в Германию вместо неё.
Так он оказался со своими земляками в городе Рудольштадте в Германии, и их заставили работать на фабрике. Жили все вместе в бараках, спали на двухъярусных койках, была комната для приёма пищи и санузел. Вокруг лагеря была натянута колючая проволока.
Потянулись дни изнурительного, каторжного труда, издевательств, унижений и скотского обращения с подневольными. Несмотря на тяжёлый труд, кормили их очень плохо. На день выдавали 300 граммов хлеба-эрзаца, чуть маргарина, немного сахарина в таблетках и жидкий бледно-розовый суп из брюквы. На работы гоняли под конвоем, имён не было — у каждого был свой номер и нашивка «ОСТ» на рукаве.
Пётр с земляком Николаем Парьевым в лагере создали подпольную ячейку, которая ночью подожгли главный цех фабрики. За ночь он полностью сгорел. Организаторов и членов ячейки выдал немцам провокатор, над которым впоследствии был устроен самосуд. Петра Лазебного и Николая Парьева после пыток и мучений повесили, остальных шестерых, в том числе троих земляков — расстреляли. Все они были истинными патриотами своей Родины, и их гибель на чужбине — тоже вклад в общую победу/
P. S. Материал составлен на основании статьи Ивана Крупы «Ждали, верили, боролись» в газете «Путь Ильича» от 8 сентября 1988 года.