26 апреля — день, когда мир вспоминает о трагедии, которая оставила неизгладимый след в истории человечества — аварии на Чернобыльской атомной электростанции. В этом году исполнилось 39 лет с момента катастрофы. Чернянцы почтили память о людях, которые боролись с последствиями страшного события.
В Чернянском районе живут 12 ликвидаторов, которые рискуя своими жизнями и здоровьем, делали всё, чтобы остановить распространение радиации. Ещё 20 фамилий высечены на мемориале в центре посёлка, где каждый год в преддверии памятной даты собираются земляки, чтобы отдать дань уважения.
На встречу собрались не только ветераны-ликвидаторы, но и члены их семей, а также представители местной администрации. Руководитель района Сергей Морозов поприветствовал «чернобыльцев» рукопожатием и вместе с земляками возложил к памятному знаку цветы.
Встреча продолжилась в краеведческом музее, в муниципальном Штабе Победы. Присутствовали представители центральной районной больницы, управления социальной защиты населения, администраций района и посёлка, учреждений муниципалитета, готовые ответить на любые вопросы ликвидаторов.
«Сегодня мы вспоминаем страшную дату, которая оставила неизгладимый след в истории. Я благодарен каждому, кто ценой своего здоровья, а некоторые и жизни, ликвидировал последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Желаю всем крепкого здоровья, мира и благополучия», — обратился к землякам Сергей Морозов.
Скромные, немногословные, они неохотно говорят о трагедии прошлого, которая до сих пор даёт о себе знать проблемами со здоровьем. Но некоторые всё же поделились воспоминаниями о тех тяжёлых днях. Илья Фёдорович Федорченко — профессиональный военнослужащий. Жил в Ленинграде, когда произошла катастрофа. 5 мая 1986 года его и ещё 200 человек из Ленинградского округа отправили в зону аварии.
«Я пробыл там шесть месяцев. Служил в военной разведке, по долгу службы занимался расследованием причин аварии и других происшествий, связанных с гибелью людей. Мы жили там, ели заражённые продукты, срывали с деревьев яблоки, не зная о рисках и не задумывались о последствиях. Многие, вернувшись из Чернобыля, начали умирать один за другим. Конечно же, всё это отразилось на здоровье, долго лечил желудок, голова болит постоянно. Думаю, меня спасло то, что я не курю и не пью. А ещё у меня пятеро сыновей, я всегда думал о своих детях. Они пограничники, служат на российско-финской границе. А ещё у меня 12 внуков», — рассказал Илья Фёдорович.
После опасной командировки вернулся на службу и работал до 2009 года. Бывшая на тот момент губернатором Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко вручила ему орден Мужества и ключи от квартиры. Сейчас ликвидатор живёт в Завалищено, переехал на малую родину в 2012 году, когда заболела 92-летняя мама.
Чернянец Александр Анатольевич Дюльдев первым из работников колхоза «Большевик» отправился на ликвидацию. Окончил чернянское ГПТУ № 7, в 1981 году призвали в армию, служил в погранвойсках в подразделении химической защиты. Когда случилась авария на ЧАЭС в 1986 году, как и многих других вызвали в военкомат и поездом отправили на ликвидацию последствий. О том, какой подвиг тогда выполняли обычные труженики, напоминает орден Мужества на груди и медали.
«Когда ехали, никто не задумывался, что нас ждёт потом. Мы были молодыми и не думали о плохом. Жили в палатках. Работа была физически тяжёлой, мы заделывали окна свинцом, обеспечивали химзащиту, убирали мусор. Все в респираторах или масках. Жара была невыносимая, дышать нечем. Ровно месяц я пробыл в 25-километровой зоне от Чернобыля, набрал дозу облучения, и вернулся домой», — вспомнил Александр Дюльдев.
Вернувшись в колхоз, сначала был механизатором, а потом перешёл на более лёгкий труд — стал слесарем-наладчиком, выполнял обязанности по комсомольской части. Здоровье подкосилось сильно. По направлению от области ездил на обследования в киевский институт, врачи предупредили, что последствия будут серьёзными.
Коллега Александра Анатольевича Нина Васильевна Ковалёва каждый год приходит на памятный митинг с портретом мужа Александра Константиновича, которого уже нет 15 лет.
«Александр родился в Ольшанке, закончил автотранспортный техникум в Шебекино, работал секретарём комсомольской организации в колхозе, а я — на комплексе. Мы тогда просто общались. Однажды пришёл и сообщил, что забирают на военные сборы, просил взять работу на себя и провести комсомольский огонёк. Только на следующий день после проводов узнали, что Сашу, его друга и односельчанина Ивана Фесенко отправили в Чернобыль», — поделилась женщина.
С 24 октября по 12 декабря 1986 года Александр Ковалёв находился в 30-километровой зоне аварии. Выполнял демонтаж оборудования в электроцехе четвёртого блока, дезактивацию заражённых помещений, оборудования, проверял машины, выпускал их на станцию. Когда приехал из Чернобыля, был настолько обессилен, что несколько суток просто спал. Придя в себя, вернулся к работе в колхозе.
Многие раньше не понимали, как тяжело приходилось «чернобыльцам». Никто особо не рассказывал о болезнях, тихо переживая свою боль, а потом раньше срока уходя от жизни. Нина Васильевна до сих пор хранит записи мужа о том, где и сколько времени находился, вёл учёт для себя, чтобы определить степень облучения.
Нина Ковалёва и Александр Дюльдев буквально в один голос вспомнили добрым словом Сергея Трофимовича Исаева, который был председателем колхоза «Большевик». Он с пониманием и личным участием относился к ликвидаторам. Выделял путёвки на отдых, чтобы работники поправили здоровье, поддерживал, подбирал более лёгкий труд. Поблагодарили и местные власти, сотрудников соцзащиты за внимание и беспокойство.