Русская православная церковь вспоминает в этом году 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России в 1917-1925 годах. Мероприятия, посвящённые юбилейной дате, проходят по всей стране. Одно из ключевых событий — масштабное принесение ковчега с честными мощами святителя. Стартует всероссийское шествие 6 апреля из столицы. Прибытия ковчега в Святое Белогорье ожидают 30-31 июля.
Годы патриаршества святителя Тихона, с ноября 1917-го по апрель 1925-го, стали временем исповеднического и мученического подвига как самого патриарха, так и тысяч православных людей. До 1918 года большая часть территории современной Белгородской области входила в состав Курской губернии, и несколько районов в Воронежскую. В Белгороде проживали 28 тысяч человек, действовали 15 приходских храмов и два собора, мужской и женский монастыри, мужская классическая гимназия, женская восьмиклассная гимназия, учительский институт, учительская семинария, духовное начальное училище, уездное и приходское училище.
Важнейшим событием в начале 20 века в духовной жизни Белгородчины стали масштабные торжества 16-17 сентября 1911 года, связанные с празднованием обретения мощей святителя Иоасафа Белгородского и его прославлением в лике святых. Согласно свидетельствам непосредственных участников торжеств, только паломников прибыло в город около 150 тысяч человек. Духовный подъём был настолько всеобъемлющим, что многие с восторгом говорили, что Белгород в эти дни стал духовной столицей русского православия. Но спустя шесть лет ситуация резко изменилась. Революционные события положили начало открытого гонения на Церковь и её служителей.
В августе 1917 года в Москве свою работу начал всероссийский Поместный собор. Больше года делегаты обсуждали важнейшие вопросы, определяя будущее устройство Церкви. 11 октября было принято решение о восстановлении патриаршества в Русской православной церкви.
После четырёх туров голосования собор избрал трёх кандидатов на патриарший престол. Первым оказался архиепископ Харьковский Антоний Храповицкий — 101 голос. За ним следовал архиепископ Тамбовский Арсений Стадницкий — 27, и, наконец, митрополит Московский Тихон Беллавин — всего лишь 23 голоса. Было принято решение, что окончательный выбор определит жребий.
К 5 ноября Московский Кремль уже был захвачен большевиками, и главное богослужение с избранием единого кандидата на патриарший престол было перенесено в храм Христа Спасителя, где после литургии и молебна старец Смоленской Зосимовой пустыни иеромонах Алексий Соловьёв вынул из специального ковчега записку с именем нового патриарха и передал её митрополиту Киевскому Владимиру Богоявленскому, который вслух зачитал: «Тихон, митрополит Московский и Коломенский».
Когда митрополиту Тихону объявили результат, в ответном слове среди прочего он сказал:
«Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано «плач, и стон, и горе», и каковой должен был съесть пророк Иезекииль (Иез 2:10; 3:1). Сколько и мне придётся глотать слёз и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжёлую годину!».
Интронизация новоизбранного патриарха состоялась 21 ноября (4 декабря) в праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.
Патриарху Тихону выпало сложнейшее испытание: быть главой Русской православной церкви в первые годы власти, которая поставила своей стратегической целью борьбу с религией вообще и уничтожение её как организации.
В первом обращении к всероссийской пастве Святейший Патриарх характеризовал переживаемые страной события, как «годину гнева Божия».
За девять дней до установления в Белгороде советской власти в Троицком соборе монастыря произошло чрезвычайное происшествие, взбудоражившее весь город. 17 октября 1917 года к раке святителя Иоасафа пробрался неизвестный солдат. Приблизившись к гробнице, он стал срывать воздухи и покровы, закрывавшие лик святого. Защитить святыню бросились дежуривший у раки иеромонах и находившиеся рядом люди. Они силой выдворили из храма разбушевавшегося святотатца. Это было первое посягательство на белгородскую святыню, но не последнее.
В архивных документах сохранились сведения о первых антицерковных действиях новых властей. Одним из первых в 1918 году в селе Мясоедово Белгородского уезда было совершено убийство настоятеля местного храма протоиерея Константина Ничкевича. Отец Константин много лет прослужил на этом приходе и снискал любовь и уважение своей паствы. Находясь в преклонном возрасте, он твёрдо стоял на защите православной веры в своём селе перед попытками ввести новые безбожные порядки. Это было расценено местными большевиками, как контрреволюционная деятельность. В доме священника проводились обыски с угрозами ареста и расстрела.
С ноября 1913 года Белгородским викариатством управлял епископ Никодим Кононов. После Февральской революции 1917 года он временно исполнял обязанности правящего архиерея всей Курской епархии. После выборов нового архиерея, епархию возглавил бывший Рыльский викарий епископ Феофан Гаврилов.
В июле 1918 года местными активистами была предпринята очередная попытка убрать мощи святителя Иоасафа из Троицкого собора. В этот раз епископу Никодиму святыню удалось отстоять. Но такая твёрдая позиция владыки крайне обострила его отношения с властями.
Епископу Курскому Феофану также не удалось избежать бесчинств большевиков, которые реквизировали дом для своих нужд, выгнав из него епископа Феофана.
В послании от 19 января 1918 года патриарх Тихон выражает глубокую озабоченность положением Церкви и осуждает кровавые беспорядки. Святейший предал анафеме тех, кто от лица власти творил кровавые расправы. Он призывал всех верующих к защите оскорбляемой Церкви: «А вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля... — призывал патриарх, — а если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовём вас, возлюбленные чада Церкви, зовём вас на эти страдания вместе с собою...».
На второй день Рождества 1919 года владыка Никодим совершил, как оказалось, последнюю в своей жизни Божественную литургию, произнёс проповедь, а во время вечернего Богослужения был арестован красноармейцами прямо в алтаре и тайно выведен из храма. Его содержали в подвале здания ЧК и подвергали допросам и пыткам. 10 января 1919 года преосвященный Никодим был расстрелян.
Перед наступлением Добровольческой армии в Курске среди других арестованных были расстреляны смотритель Белгородского духовного училища протоиерей Пётр Сионский. Вместе с ним приняли мученическую кончину протоиерей Василий Солодовников и иеромонах Серафим Кретов. Подобная участь постигла и очень известного и любимого белгородцами священника — протоиерея Порфирия Амфитеатрова. К этому времени было расстреляно 22 священнослужителя Курско-Белгородской епархии.
23 августа 1920 года народный комиссариат юстиции принял постановление «О ликвидации мощей». Оно предписывало местным властям последовательно проводить «полную ликвидацию мощей... путём передачи их в музеи».
Выполняя указание центра, 5-й Белгородский уездный съезд советов принял постановление о вскрытии мощей епископа Иоасафа Горленко. Оно состоялось 1 декабря 1920 года. В конце декабря 1920 года, после обследования останков Святителя, их уложили в особый ящик, для отправки в московский анатомический музей, где они были выставлены как экспонат в витрине.
В 1921-1922 годах на территории Поволжья разразился жесточайший голод. Летом 1921 года патриарх Тихон организовал комитет помощи голодающим и издал воззвание о помощи голодающим, обращённое к православной России и ко всем народам мира. Он призывал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, не имеющие богослужебного употребления. Комитет, возглавляемый патриархом, собрал большие средства и во многом облегчил положение голодающих. Понимая, что такие действия могут серьёзно укрепить авторитет патриарха и всей Церкви, большевики 2 января 1922 года приняли постановление «О ликвидации церковного имущества».
19 мая 1922 года по распоряжению властей патриарх Тихон был изолирован на территории Донского монастыря в Москве — «за антисоветскую деятельность». Здесь святитель пробыл больше года — до 27 июня 1923 года. Вслед за этим ВЦИК постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды.
С начала 1920-х годов внутри церкви стали возникать различные религиозные группы, которые, с одной стороны, противостояли традиционной, так называемой, «тихоновской» церкви во главе с патриархом Тихоном, а с другой стороны, вели борьбу между собой.
29 апреля 1923 года в московском храме Христа Спасителя служением литургии, открыл работу Обновленческий собор. Первым его деянием стала отмена анафематствования советской власти, провозглашённого патриархом Тихоном. Восстановление института патриаршества было признано контрреволюционным актом, а сам патриарх объявлен предателем Церкви, лишён сана и монашества.
Святейший Патриарх Тихон активно противостоял обновленческому расколу. Он предпринимал шаги к нормализации отношений с государством. В посланиях патриарха Тихона провозглашалось: «Российская православная церковь... должна быть и будет единой Соборной апостольской церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены» (из воззвания от 1 июля 1923 года).
Личной проповедью и твёрдым исповеданием христианской правды, неустанной борьбой с врагами Церкви патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его заключали в тюрьму, содержали под домашним арестом в московском Донском монастыре. Жизнь Его Святейшества все время была под угрозой: на него трижды совершались покушения, тем не менее он выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за её пределами.
За семь лет своего патриаршества Святитель Тихон совершил 777 литургий. Это значит, что Святейший владыка служил примерно каждые два-три дня. И это при каждодневной колоссальной административной нагрузке, в условиях тяжелейшего психологического давления со стороны властей, арестов, обысков и допросов.
Святейший Патриарх Тихон скончался 7 апреля 1925 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
Погребён в московском Донском монастыре. 1 ноября 1981 года святитель был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских. Канонизация святителя Тихона произошла на Архиерейском соборе РПЦ 9 октября 1989 года, отныне этот день стал почитаться как День памяти патриарха Тихона. Другой день памяти отмечается 7 апреля в день его преставления.
В начале 1992 года в малом храме Донского монастыря неизвестные совершили поджог. В результате выгорела значительная часть храма, при разборе завалов были найдены мощи святителя Тихона. 19 февраля 1992 года состоялось торжественное обретение святых мощей, которые были помещены в большой храм Донского монастыря. Там они находятся и по сей день.
По материалам Белгородской и Старооскольской епархии