Без малого три десятка лет существует на Белгородчине благотворительный фонд «Поколение» депутата Государственной Думы Андрея Скоча. За эти годы фонд оказал помощь тысячам жителей региона, перед которыми остро стоял вопрос спасения жизни и здоровья. Для маленьких чернянцев, страдающих ментальными расстройствами, не менее важным для полноценного существования в обществе вопросом оказалась сама возможность учиться в школе, как все их сверстники. Для этого несколько лет назад в поселковой школе №1 с углублённым изучением отдельных предметов был создан ресурсный класс, а с сентября дети с ОВЗ будут заниматься в обновлённых кабинетах, которые благодаря фонду «Поколение» пополнились новым оборудованием и функциональными приспособлениями, необходимыми в процессе обучения.
В ресурсном классе первой поселковой школы всего три воспитанницы, но внимания и заботы им уделяется намного больше, чем обычным ученикам. И это неудивительно, ведь у двух девочек расстройство аутистического спектра, у третьей — синдром Дауна. Тем не менее специалисты психолого-медико-педагогической комиссии выдали заключение, что они могут посещать учебное заведение. За каждой из них закреплён тьютор, а образовательным процессом занимается педагог. На сегодняшний день небольшая, но дружная команда единомышленников — это тьюторы Анастасия Рудакова, Яна Марченко, Виктория Ковалёва и учитель Елена Жеребненко.
«Это дети особенные, потому они требуют и особого подхода, социальной поддержки. Эту работу в нашей школе начинала Оксана Михайловна Андреева, замечательный педагог, психолог, но в прошлом году она была вынуждена нас покинуть в связи с семейными обстоятельствами, и практически три учебные четверти образовательным процессом занимались только тьюторы. Я благодарна Елене Геннадьевне Жеребненко, что она согласилась весь свой богатейший педагогический опыт направить в новое для неё русло. Да, очень непросто работать с такими детьми. У нас много ребят с ограниченными возможностями здоровья, наверное, больше, чем где бы то ни было — 26 человек. И для них должны быть отдельные психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог. А у нас эта работа совмещена с общей деятельностью в школе. Такие кадры везде на вес золота, и нам они очень нужны, для такой большой школы специалистов катастрофически не хватает», — рассказала директор школы Елена Цуканова.
Она отметила весомый вклад в оснащение ресурсного класса управления образования района, которое в разное время оказывало помощь в приобретении всего необходимого, вплоть до батута. Немаловажной и очень своевременной стала и поддержка фонда «Поколение», которая позволила пополнить копилку методических пособий и всевозможных приспособлений для более успешной организации образовательного процесса детей с ОВЗ. На эти цели фонд выделил более 150 тысяч рублей.
«Тьюторы сопровождают своих подопечных всё время их пребывания в школе, присутствуют на уроках, помогают при необходимости. Мы вместе с ними ходим не только на занятия, но и в столовую, туалет. Отрабатываем обычные социальные и бытовые навыки: как сидеть за партой, соблюдать расписание звонков, правильно держать ложку, относить свою тарелку после обеда, мыть руки — словом, обслуживать себя в жизни», — говорит Анастасия Рудакова.
Наш разговор прерывает звуковой сигнал ракетной опасности, который заставляет спуститься в убежище.
«Сейчас приходится особенно трудно — постоянные тревоги, необходимость уводить детей в безопасное место. Это очень влияет на их поведение, настроение, девочки становятся беспокойными, нервничают, — продолжает диалог моя собеседница, пока размещаемся в укрытии. — Но есть хорошее выражение: «Чужих детей не бывает», поэтому стараемся сгладить весь негатив, как-то успокоить, окружить заботой, вниманием».
Если не брать в расчёт внешние обстоятельства, специалисты уверены, что в их ресурсном классе есть всё необходимое для образовательного процесса. Отведённые помещения поделены на функциональные зоны — есть места для индивидуальных и групповых занятий, работы с учителем и сенсорной разгрузки. Благодаря фонду «Поколение» учебный кабинет пополнился новой двухместной партой для аутистов с наклонной доской для письма и регулируемым стулом, за которой комфортно работать и ребёнку, и инструктору. Чтобы дети могли сконцентрироваться, столы оснащены защитными перегородками с трёх сторон.
«За нашим классом закреплён куратор — Ирина Владимировна Емельянова. Она учитель-дефектолог, с нами работает четвёртый год. Один раз в неделю мы проводим видеоконференцию, обсуждаем поведение детей, она нам даёт рекомендации, подсказывает, как поступить в той или иной ситуации. Кроме того, она составляет документацию, индивидуальную программу на каждого ребёнка. Для полноценного общения у нас теперь есть веб-камера, колонки и микрофон. Для занятий также фонд «Поколение» приобрёл нам комплекты массажных и гимнастических мячей, ламинатор, стационарную папку для PECS — это одна из альтернативных систем коммуникации для детей, которые не пользуются устной речью. С помощью специальных карточек ребёнок может сообщить о своих желаниях, ответить на вопросы учителя. Сейчас, например, из них составлено расписание уроков, которое вы видите на парте», — показывает Анастасия Игоревна.
Но больше всего девочкам нравится комната сенсорной разгрузки. Здесь есть сухой бассейн с шариками, батут, мягкие пуфы и напольные маты, а теперь ещё и домик для отдыха, в котором можно просто полежать, спрятавшись от внешнего мира, восстановить силы и эмоциональное состояние. Неплохо помогает справиться с беспокойными ощущениями собственного тела и утяжелённое одеяло. Из новых приобретений тьюторы также отмечают утяжелённый жилет, который служит для тех же целей, что и одеяло, и приспособления для жевания, необходимые детям с особенностями сенсорного восприятия, которые периодически пытаются что-то или кого-то кусать.
«Кроме общих предметов, девочки обучаются музыке, технологии, рисованию, физкультуре. На некоторые занятия, где они могут чувствовать себя наравне с обычными учениками, мы стараемся выводить их в общеобразовательные классы, где они взаимодействуют с другими детьми. Конечно, с ребятами предварительно проводятся беседы. Например, на «Уроках доброты» учителя рассказывают им, что некоторые люди в силу своих физических особенностей могут отличаться от всех, вести себя иначе, и когда наши воспитанницы приходят на урок в обычный класс, дети уже подготовлены», — подчёркивает Виктория Ковалёва.
Прозвеневший звонок на перемену позволил убедиться в этом лично. Шумные пятиклашки с удовольствием принимают в свою игру всех трёх девочек с ОВЗ, легко находят с ними общий язык без лишних слов и рассуждений — просто улыбаясь, держась за руки или перебрасывая друг другу мячик-попрыгунчик. И сколько же радости сразу появляется на лицах девчонок, минуту назад прятавшихся от окружающих за стенками игровой палатки!
«Социализация очень важна. Дочка очень любит детей, особенно маленьких, но в семье она единственный ребёнок. Конечно, в школе она эту потребность в общении удовлетворяет полностью. Мы очень рады, что в нашей школе, в нашем посёлке есть такой класс, где помогают особенным деткам развиваться. Конечно, мы занимаемся и дома, но это не сравнить с профессиональной работой педагогов. Прогресс очень заметен. Все тьюторы и преподаватели у нас очень хорошие, спасибо им большое за их нелёгкий труд, а фонду «Поколение» — за такую важную для наших девочек поддержку», — отметила мама 11-летней Евы Алеся Шинкарёва.