Local Logo
Новости Чернянского района Белгородской области
94.87
+0.00$
104.74
+0.00
+24 °С, ясно
Белгород

Ветеран войны и труда Павел Иванович Тупицын долгие годы сотрудничал с редакцией «Приосколья»

29 января , 14:34Общество
Фото: Анастасия Слепцова

Отрывок из его книги «История Чернянского края», посвящённый освобождению района от немецко-фашистских захватчиков, — в нашей публикации.

Фашистские оккупанты хозяйничали на чернянской земле с июля 1942 года по конец января 1943 года. Долгожданную свободу принесла жителям 29 числа Красная армия. Вот что рассказал об этом моменте в книге «История Чернянского края» ветеран войны и труда, историк, краевед, член Союза журналистов РФ, долгие годы активно сотрудничавший с редакцией газеты «Приосколье», Павел Иванович Тупицын.

 

В начале января 1943 года в штаб Воронежского фронта, находившийся в посёлке Анна Воронежской области, прибыли представители Ставки Верховного Главнокомандования генерал армии Жуков и генерал-полковник Василевский. Началась подготовка к Острогожско-Россошанской операции, целью которой было освобождение Воронежской и Курской областей, выход Красной армии в пределы Украины. На подготовку отводилось 10 дней, и началась она 13 января. В этот день передовые батальоны 107-й стрелковой и 25-й гвардейской дивизий 40-й армии вклинились в оборону противника на шестикилометровой фронтовой полосе на глубину до трёх километров. Уже к вечеру 13 января соединение прорвало оборону врага на семикилометровую глубину.

Наутро в бой включилась 3-я танковая армия и 18-й стрелковый корпус. К исходу дня глубокоэшелонированная оборона германских войск была разрушена. Танковые соединения устремились на Россошь и Алексеевку. 16 января танки генерала Рыбалко были в Россоши. И 16 января в направлении Ровеньки — Валуйки в наступление включился кавалерийский корпус генерала Соколова. Корпус быстро продвигался и 19 января освободил Валуйки — важный стратегический железнодорожный узел. Окружённые вражеские войска, таким образом, были рассечены на две группировки. 20 января они сдались. В плен были взяты 86 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, захвачено много боевой техники, снаряжения и продовольствия.

Успешно проведённая операция приблизила освобождение Чернянского района. Первые подразделения Красной армии на его территории появились ещё утром 27 января. В течение дня ими были взяты сёла Ларисовка, Становое, Грязная Потудань, Лубяное, Волотово и Андреевка. От Андреевки до Бородина подразделения Красной армии прошли без боя.

После обеда 28 января подошедшие к Чернянке части Красной армии были неожиданно обстреляны шквальным миномётным и пулемётным огнём. Создав в посёлке выгодные позиции, фашисты вели прицельный огонь по атакующим из чистого поля советским воинам. Атакующие, понеся большие потери, остановились.

Утром 29 января Чернянку со стороны Морквино атаковали подразделения 575-го полка под командованием Героя Советского Союза Михаила Ивановича Сиповича. С юга (со стороны нынешнего Крупского) на посёлок начали наступать подразделения 161-й дивизии Красной армии. Под согласованными действиями подразделений наших войск враг начал спешно отступать. Оставив центр, фашисты направились на Русскую Халань. К середине дня 29 января 1943 года живых фашистов в посёлке не осталось, а 575-й стрелковый полк, идя по пятам отступающих, выбил их из Русской Халани и освободил Воскресеновку.

В боях по освобождению Чернянки отличились бойцы роты под командованием старшего лейтенанта Леонардаса Будинаса. Рота продвигалась к центру стремительно и оторвалась от основных сил. Бойцам пришлось вести бой, по сути, во вражеском окружении. Командир организовал круговую оборону. Пулемётный расчёт старшего сержанта Сивокова метким огнём уложил в этом бою до одного взвода немецких солдат. Удерживая Чернянку, большие потери понёс 448-й полк 168-й пехотной дивизии немцев. Только пленных подразделения Красной армии взяли в Чернянке более трёхсот человек.

О наших потерях в официальных сводках не говорилось. Не говорили точно о них и приезжавшие потом к нам участники освобождения Чернянки и района. Скупо проскальзывали в их выступлениях такие, например, слова: «В боях по освобождению Чернянки погибло немало воинов нашего 575-го полка...».

Ещё до начала боя за Чернянку ранним утром 29 января полтора десятка разведчиков 575-го полка, выйдя из Морквино, перешли Оскол по льду и вышли к селу Захарово. В одном из домов спросили хозяйку, есть ли в селе немцы. Оккупантов здесь не оказалось. Зато в Ольшанке и Петропавловке на ночь расположились солдаты-венгры последнего обоза, по пятам которого шли подразделения Красной армии. Туда разведчики и направились. Венгерские солдаты ещё толком не обогрелись и даже не поужинали, как по домам забегали офицеры: «Рус идёт!». Обозники в спешке стали выезжать из села.

Было темно, разведчики вышли на перекрёсток дороги, где разделились на две группы. Десять бойцов пошли на Ольшанку, пять — на Петропавловку. В Ольшанке жители приняли разведчиков за бойцов основных подразделений Красной армии, и радости сельчан не было предела. После в Ольшанке стали отмечать 29 января как день изгнания оккупантов.

В село Орлик большой обоз отступающих оккупантов в составе полутора тысяч пехотинцев, артдивизиона и 15 танков прибыл ещё вечером 28 числа. Перед ним стояла задача — задержать наступление подразделений Красной армии на этом направлении. Ночью немцы выставили хорошо вооружённые дозоры и организовали в центре села оборонные укрепления. Ранним утром следующего дня из Завалищено к Орлику вышла разведка 569-го стрелкового полка. С небольшим интервалом за разведчиками двигался полковой авангардный батальон под командованием Афанасия Емельяновича Юлло. Разведчики, следовавшие впереди батальона, у перекрёстка дорог на Павловку, Орлик и Воскресеновку разделились на две группы.

Во второй группе находился уроженец Нового Оскола. По его воспоминаниям, 28 января батальон должен был отрезать у села Орлик пути отступления немцев. От пленённого в Воскресеновке немецкого солдата разведчики группы узнали, что в Орлике находятся около полутора тысяч хорошо вооружённых немецких солдат и офицеров, с приданными им танками и артиллерией. В Павловке разведчики получили подтверждение этому от вездесущих мальчишек. По словам подростков, немцы находились за Павлючанским яром (в Орлике).

Группа стала огородами пробираться к центру села на Слобожанскую улицу. Женщина, увидевшая у себя во дворе красноармейца-разведчика, испугалась, из её рук с грохотом посыпались дрова. И в этот же момент разведчик сам увидел в окне дома немецких солдат, метнул в окно гранату. Дом загорелся, уцелевшие немцы с криками выскочили. Разведчику пришлось вступить в неравный бой, в который быстро включились фашисты из соседних домов.

Тем временем вторая группа разведки, а следом и авангард полка, не встретив ни одного немца на заснеженных дорогах от Ларисовки до Орлика, будучи уверенными, что фашистов здесь нет, продвигались по селу. В центре хорошо закрепившийся противник открыл по колонне ураганный огонь. Бойцы заняли оборону, но ненадолго. С криками «Ура!» они бросились на немцев в атаку. В бою многие бойцы проявляли храбрость, удаль и воинскую выучку.

Старший лейтенант Коротицкий, обнаружив артиллерийские позиции противника, держал их под постоянным обстрелом, не давая фашистским артиллеристам подойти к орудиям и даже выйти из укрытий. Боец Акимов остановил машину, из кузова которой выскочили, бросившись наутёк, фашистские солдаты. Двоих боец убил, третьему размозжил голову прикладом автомата. Четверых Акимов пленил. Из дома, возле которого находились младший сержант Роговенко и старшина Никулин, выбежали восемь фашистских солдат. На предложение Роговенко и Никулина сдаться они ответили огнём. Троих стрелявших бойцы убили, остальные подняли руки вверх.

В бою за Орлик сил у противника было больше, однако фашисты потеряли убитыми около ста, пленными — 150 солдат. В качестве трофеев были взяты все пушки, миномёты и танки. Потери 569-го полка при взятии Орлика составили 23 бойца, в том числе два офицера, пять сержантов и старшин, 16 рядовых солдат. Имена всех высечены на братской могиле в центре села.

2 февраля без боя подразделения Красной армии вошли в Кузькино. Фашисты оставили его и переместились в Лозное. Попытка взять это село с ходу не удалась. Группировка противника была вооружена миномётами и пулемётами. Наступающие, понеся потери, вернулись в Кузькино. Утром 4 февраля три разведчика отправились в Лозное, чтобы уточнить, не покинули ли оккупанты село. Один из бойцов-разведчиков вошёл в село и тут же был схвачен. Фашисты стали над красноармейцем издеваться. Два других разведчика вернулись в Кузькино. Гитлеровцы жестоко надругались над бойцом и убили его ударом штыка. Посмертно он награждён орденом Отечественной войны первой степени.

Тем же днём на Лозное из села Бубново выдвинулся обозный отряд красноармейцев, даже не подозревавших, что в этом населённом пункте может оказаться враг. Бойцы пели, шутили, играл баян. Встретившийся им на околице дед сказал, что немцев в селе нет. Отряд спокойно продолжал путь к центру Лозного. Устроившие засаду фашисты открыли по обозу шквальный автоматный и пулемётный огонь. От губительных пуль полегло немало красноармейцев. Услышав, что в Лозном идет бой, на помощь своим тут же бросились бойцы, находившиеся в Кузькино. Бой разгорелся на южной и восточной окраинах села. Натиск наступавших подразделений Красной армии всё усиливался. Враг не выдержал — бежал. И 4 февраля село Лозное, хотя и высокой ценой, было очищено от оккупантов. Под селом и в нём самом погибли 486 советских солдат и офицеров. На полное освобождение территории района от оккупантов частям Красной армии понадобилось около недели. Поредевшие полки командование стало пополнять на месте призывной молодёжью 1924-1926 годов рождения. Через три дня после освобождения Лозного Красная армия взяла город Корочу.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 13:33
Татьяна Голикова оценила вклад работы Вячеслава Гладкова в социальную сферу за три года
Материал
Общество3 октября , 18:16
Михаил Мурашко – о работе Вячеслава Гладкова по развитию здравоохранения Белгородской области
Материал
Общество3 октября , 09:34
Вячеслав Гладков сообщил об участии 300 белгородцев в новой смене центра «Воин» в Губкине