С 11 октября школы, колледжи и вузы приграничных районов и города Белгорода перешли на две недели на дистанционный формат обучения. Детские сады — в режим дежурных групп. Такое решение было принято губернатором области Вячеславом Гладковым для безопасности детей. Учащиеся остальных муниципалитетов пока посещают учреждения образования в обычном режиме. Мы побывали в школах и детсадах района и посмотрели, как организована работа на местах.
Категория
2 августа 2019 года было принято постановление правительства РФ №1006 об утверждении требований к антитеррористической защищённости объектов Министерства просвещения Российской Федерации. В соответствии с документом все объекты образования разделены на четыре категории опасности. В соответствии с присвоенной категорией формируется комплекс мероприятий и систем безопасности.
В посёлке Чернянка все объекты относятся к третьей категории, включая детские сады и Дом пионеров и школьников. В муниципалитете ещё несколько таких школ и детский сад Ездочного. Главный фактор — численность. Третья категория присваивается объектам, которые посещают больше 100 человек (совместно воспитанников и работников).
Категорирование прошло также в 2019 году, после чего были разработаны паспорта безопасности. Документ имеет гриф «Для служебного пользования», соответственно доступ к нему есть у ограниченного числа лиц.
В третьей категории обязательным является наличие металлодетектора, не имеет значения, это рамка или переносной аппарат, также обязательно видеонаблюдение, но в нашем районе оно есть во всех учреждениях образования. Помещения оборудованы тревожными кнопками с выводом на Росгвардию. С января 2022 года в учреждениях третьей категории охрану круглосуточно осуществляют сотрудники частных охранных предприятий.
Периметральные ограждения, наверно, самое слабое звено охраны. Ведь каким бы оно ни было: метровым и решётчатым или же довольно высоким и надёжным, в случае ЧП его можно и преодолеть, и перекинуть через него какой-то опасный предмет. Поэтому все доводы о том, что школы и детсады нужно обнести трёхметровым кирпичным забором — просто из области фантастики, а не результативности. Однако сегодня при плановых капремонтах или же новом строительстве учитывают этот важный момент и стараются делать ограждение более основательным.
На деле
В школы и детсады мы отправились вместе с начальником отдела правового обеспечения и организационно-контрольной работы Юлией Проскуриной. Именно она контролирует в управлении образования данное направление. Поехали в обычный учебный день, не предупреждая никого, так как маршрут планировали в ходе поездки.
По пути Юлия рассказала, что меры безопасности были усилены во всех образовательных учреждениях с апреля текущего года, после введения в регионе повышенного уровня террористической опасности. С детьми и персоналом проводятся беседы, учёбы, плановые эвакуации. В настоящее время управление образования закупило для всех учреждений новую систему речевого оповещения при чрезвычайных ситуациях «Рокот». Прибор предназначен для трансляции предварительно записанного речевого сообщения при возникновении пожара или других экстремальных ситуаций.
Первую остановку мы сделали в русскохаланской школе. На воротах висит лист с номером телефона, по которому следует звонить, если хочешь попасть вовнутрь. На звонок на крыльце появляется охранник, говорит, что не знает никого в лицо, поэтому просит связаться с руководством учреждения. Школа третьей категории, здесь несут охрану работники ЧОПа.
Вскоре появляются директор Галина Доманова и заместители Наталья Быкова и Наталья Костенко. Вместе осмотрели территорию, камеры по периметру, внутри здания — тревожную кнопку, эвакуационные выходы и средства пожаротушения.
«На любом совещании или встрече с коллективом я всегда говорю, что самое главное — сохранить жизнь и здоровье наших детей. У нас здание старое, ему уже 54 года, а работает практически круглые сутки, во второй половине дня здесь занимаются воспитанники музыкальной школы, поэтому допустить каких-то сбоев в работе мы просто не можем», — отметила директор.
Галина Валентиновна рассказала о налаженной работе. Она ведётся в нескольких направлениях. Безопасность здоровья в свете антиковидных мер всё ещё актуальна. Поэтому ежедневно детей встречает в школьном автобусе дежурный педагог, который измеряет температуру каждому ребёнку. Такой же фильтр проходят дети и на входе в здание. В случае заболевания сообщают родителям и передают им.
Второе направление — безопасность при пожарах и ЧС. Инструктажи проходят ежедневно, каждый педагог за это отвечает персонально, ознакомившись и оставив подпись в специальном журнале. Утром проводится проверка работоспособности тревожной кнопки, данные аккумулирует управление образования.
«Казалось бы, это вся работа теоретическая, но мы её не упрощаем. Регулярно проводим обычную и скрытую эвакуацию, — рассказала Наталья Быкова. — При обычной сигнал тревоги подаётся громко на всё здание. Если же будет обнаружен какой-то взрывоопасный предмет или человек с угрозой, в таком случае громкие сигналы подавать нельзя. У нас разработан специальный перечень действий, каждый педагог знает, за каким кабинетом закреплён, информация распространяется из уст в уста, чтобы не спугнуть террориста и не спровоцировать необратимые действия».
Ещё одна сторона безопасности — дорожное движение. Школа стоит прямо у дороги, поэтому в ней частые гости сотрудники Госавтоинспекции.
«У нас сельская школа, каждый классный руководитель знает, на что способен ребёнок, его родители. С детьми и учителями также работает психолог», — рассказала Галина Доманова.
Директор поделилась, что в школе планируется капремонт, по проекту предусмотрен отдельный кабинет для психолога и сенсорная комната для релаксации.
В пути
С 2019 года перевозка детей — это лицензируемый вид деятельности. И одно из требований — наличие ответственного за безопасность дорожного движения в учреждении, этот человек должен пройти профессиональную переподготовку, сдать экзамен.
Помимо этого, каждое утро водитель обязательно проходит медосмотр, на линию его выпускает контролёр, плюс ко всему в автобусе всегда есть сопровождающий педагог. Все маршруты разрабатываются ещё летом, согласовываются с руководителем территории, управлением образования, но, самое главное, с сотрудниками ГИБДД.
По поручению губернатора Вячеслава Гладкова все школьные автобусы оснащены тревожными кнопками. Но здесь нужно учесть, что в принципе автопарк образовательных учреждений обновляется довольно часто. Сегодня в районе 25 автобусов. Автомобили моложе 2017 года оснащены встроенной системой ГЛОНАСС, поэтому их оставалось лишь подключить к выходу на пульты охраны Росгвардии. В трёх школах автобусы старше, там специалисты Белгородского информационного фонда устанавливали тревожные кнопки отдельно и подключали к программно-аппаратному комплексу Росгвардии. Сегодня эта работа в районе завершена.
Без охранника, но под замком
Небольшие сельские школы четвёртой категории опасности находятся также под замком. Мы заехали в ковыленскую основную и кузькинскую.
Основную школу Ковылено посещают сегодня 24 ребёнка. Ещё четыре воспитанника ходят в детский сад, который расположен в этом же здании. На входе дежурит работник учреждения. Попасть получается также только после дозвона руководству. Заместитель директора Людмила Дряхлова показала заполненные журналы инструктажа, пожарную систему, камеры видеонаблюдения, тревожную кнопку, провела по территории. Игровая площадка и вход в детский сад имеют двойное ограждение.
«Только вчера провели плановую эвакуацию, согласовали её, сделали срабатывание. У нас два выхода, центральный и запасной, открываются изнутри. Школа малочисленная, поэтому толпы не бывает. Информацию до родителей доводим оперативно в чатах мессенджеров», — рассказала педагог.
Школьная столовая размещена в подвальном помещении, есть и ещё один подвал. Обозначены площадки для эвакуации при пожаре и при теракте. Также есть огнетушители, разработаны и утверждены схемы эвакуации, размещены стенды с телефонами служб спасения и другой важной информацией.
Школа Верхнего Кузькино относится к четвёртой категории опасности, охранников здесь нет, но бдительные сотрудники не пропускали нас за ворота. Заместитель директора Валентина Логачёва показала нам тот же набор по безопасности, сказала, что уверена и в коллективе, и в детях. Ребята участвуют в мероприятиях с первого класса, поэтому точно знают, как и куда идти.
Воспользовавшись прозвеневшим звонком на перемену, решили пообщаться с детьми. Зайдя в первый по ходу нашего движения кабинет, мы оказались в шестом классе. Наперебой школьники рассказывали, что в случае сирены будут быстро уходить в коридор и спускаться вниз по лестнице, при этом, не собирая портфель. Также дети отметили, что школьный автобус они ожидают в здании, без сопровождения их не выпускают даже на территорию. Продемонстрировали ребята и безопасные маршруты от дома до школы, которые вклеены в каждый дневник.
«Безопасный маршрут мне помогла сделать классный руководитель Лариса Юрьевна Бучнева. Иногда бывает, что нужно идти пешком, тогда мы собираемся группами, все, кому в одну сторону, и идём вместе. У кого есть младшие братья или сёстры, их с собой обязательно берём», — рассказал Леонид Потапов.
Мы предложили мальчишкам в коридоре представить, что есть угроза теракта и попросили вывести из здания. Шли по коридору в абсолютном молчании. Когда дверь эвакуационного выхода была открыта, Максим Межаков сказал, что в случае пожара мы пошли бы по другому пути. И он был прав. В школе разработаны разные маршруты при разных нештатных ситуациях.
Валентина Борисовна отметила, что часто проходят межведомственные учения с сотрудниками пожарной службы, Госавтоинспекции, полиции.
Самые юные
В посёлке мы осмотрели работу Дома детского творчества, заехали в детский сад «Светлячок». Все учреждения образования имеют освещение по территории, а закреплённые охранники или сотрудники делают обход каждые два часа.
В детских садах воспитателям приходится чуть сложнее. И дело не в детях, которые сами по себе очень внимательны и впитывают всю информацию, режим работы учреждения часто нарушают сами родители. Утром приёмка детворы растягивается с 7:00 до 9:00, а то и позже, после 13:00 уже начитают забирать своих чад на кружки, секции или просто потому, что ребёнок не хочет ложиться спать в детском саду. Но всё это нарушает режим, пока воспитатели отвлекаются на одного ребёнка, остальные могут остаться без внимания. В этом вопросе хотелось бы больше дисциплины от самих родителей.
В «Светлячке» шесть групп, есть три входа и пожарные выходы. По периметру также установлены камеры, в группы выведены домофоны, на входе дежурит охранник, у него же находится и тревожная кнопка. В некоторых поселковых детсадах в группах установлены видеодомофоны.
«К детям в таком вопросе нужен особый подход, чтобы и информацию довести, и алгоритм действий отработать, и не напугать, — рассказала заведующая садом Галина Скуратова. — Для этого все работники должны знать свои действия в случае ЧС от и до, только тогда они могут проконтролировать и ребят. С малышами стараемся всё проводить в игровой форме. Это взрослый может посмотреть на памятки и понять, что в случае обстрела или теракта нужно лечь на пол и соблюдать тишину, с малышами всё это обыгрываем».
Так же, как и везде, проходят плановые эвакуации. Помимо воспитателей за каждой группой закреплены и другие работники: музыкальный руководитель, учитель по физической культуре, старший воспитатель в случае чего будут помогать организовать детей. У воспитателей собраны и тревожные чемоданчики, в которых необходимые для первой помощи медикаменты, вода, список всех воспитанников и родителей с номерами телефонов. У медработника и поваров — свои наборы.
«Ещё летом мы приняли решение очистить подвальное помещение. Сегодня уже провели большую работу, всё расчистили, вымели, вынесли мусор, проверили освещение и канализацию. Спустили сюда старые столы, стулья, ковры. Первый раз приводили сюда только старших детей на экскурсию, смотрели системы отопления, вентиляции. Конечно же, им было не по себе, но во второй раз спускались уже с малышами. Дети уже были более спокойны, интересовались, задавали вопросы. Родители могут быть уверены, мы не оставим ни одного ребёнка в опасности», — рассказала заведующая ДОУ.
Послесловие
Безопасность образовательных учреждений охватывает широкий спектр направлений — от профилактики несчастных случаев до антитеррористических мер. Посмотрев своими глазами на организацию работы, хочется успокоить родителей, дети наши под надёжной защитой и знают о своём поведении в случае ЧС порой даже больше, чем мы, родители. Поговорите со своим ребёнком, многое нужно проговаривать, договариваться о действиях в той или иной ситуации, это можно сделать только вместе. Берегите себя и своих близких.