Тем, кто любит чай, доподлинно известно, что процесс чаепития может быть долгим, приятным и проходит с большим количеством известных традиций, присущих каждому национальному правилу той страны, в которой проходит действо. Пьют чай в Японии и Китае, Индии и Турции, чопорной Англии и, конечно же, в России. Самой важной частью именно нашего, традиционного русского, чаепития был, конечно же, самовар. К нему и по сей день сохранилось уважительное и бережное отношение не только как к атрибуту древней старины, но и как к важной части жизни русского общества.
В толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля сказано, что самовар — «водогрейный для чаю сосуд, медный, с трубою и жаровнею внутри». Функциональное предназначение самовара — нагревать воду, но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше. Он был необходим и в усадьбе столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда, и в доме провинциального помещика или зажиточного крестьянина.
Во второй половине 19 века в России выделялись несколько крупных самоварных фабрикантов — «самоварных королей»: Баташевы, Воронцовы, Ломовы, Шемарины. Изделия, произведённые на этих фабриках, пользовались особой популярностью. Ни одна русская выставка в России и за рубежом не обходилась без их самоваров. За лучшую продукцию фабриканты получали награды, а оттиски с медалей шли на стенки самоваров.
В экспозиции Чернянского районного краеведческого музея представлены несколько самоваров разных форм и размеров, датируемых второй половиной 19 века. Особого внимания заслуживает самовар, занимающий почётное место на столе в «купеческой комнате». Восемь клейм с медалями различных выставок и надпись «Самоварная фабрика Василия Сергеевича Баташева в Туле», казалось бы, должны свидетельствовать о том, что этот самовар произведён на всемирно известной фабрике Баташевых, однако это, скорее всего, не так.
Фабрика братьев Баташевых к концу 19 века выпускала более 70 тысяч изделий в год, а в начале 20 века более 100 тысяч. Прославленные баташевские самовары, первые по качеству и отделке, раскупались мгновенно. Как следствие популярности, у фабрики появилось много подражателей, которые, пользуясь сходством фамилии, выпускали самовары с поддельными клеймами. Чтобы обезопасить себя и фабрику, братья Баташевы в своём рекламном плакате написали:
«Не имея возможности бороться с этим злом и желая оградить нашу фирму от возможных подражателей и подделок конкурентов, мы заявили Министерству торговли и промышленности помещённую на сем этикете фабричную марку с обозначением на оной «1825 год». Только фабрика братьев Баташевых изготавливает самовары с 1825 года, никто из конкурентов не смеет подражать и подделывать это клеймо».
К сожалению, клейма «1825 год» на музейном самоваре не обнаружено, и к тому же, имя фабриканта, отчеканенное на нём, не соответствует оригиналу. Отчество прославленных братьев Баташевых, Александра, Василия и Павла — Степановичи, тогда как на экспонате — Василий Сергеевич. Тем не менее, представленный в музее самовар довольно высокого качества и по праву занимает своё почётное место в постоянной экспозиции.
Самовары кустарного производства были не такими дорогими, как фабричные, и чаще всего встречались в простых крестьянских избах. В деревнях они передавались по наследству из поколения в поколение. Особенностью народного чаепития было пить чай с «угрызением». «Угрызали» кусочки колотого сахара, а точнее, посасывали его, потому что разгрызть такой твёрдый сахар было чревато поломкой зубов. Пить чай несладкий, посасывая кусочек сахару, было более экономно, так как твёрдый и плотный кусочек колотого сахара медленно таял во рту. Этот способ ещё называли «вприкуску», в отличие от «внакладку», когда сахар клали в стакан с чаем. Ещё более экономичным было чаепитие «вприглядку» — для самых бедных, когда один-единственный на всех кусочек сахара лежал в центре стола на блюдечке и только своим видом «подслащивал» убогий чай.
Темп современной жизни, её стремительность предопределяют и выбор блюд, и время, отводимое на трапезу. А так необходимо остановиться, оглянуться. И что может быть для этого лучше, чем русское чаепитие с самоваром!
Редактор электронных баз данных
Чернянского районного краеведческого музея
Анастасия Слепцова