Директор Малотроицкого ЦСДК Евгения Костромина прислала письмо в редакцию с обзором одной из экскурсий в местном краеведческом музее. О культурно-обрядовых традициях в селе Малотроицкое лучше директора местного краеведческого музея Лидии Навроцкой вряд ли кто знает и расскажет — здесь родилась, выросла, по сей день трудится. Изо дня в день она пропагандирует, передаёт свои знания сельской молодёжи во время экскурсий по залам музея. Вот как это происходит.
«О старинных традициях села, его историю рассказывали бабушка, мама, другие сельчанки старшего поколения. В музее работаю с 2004 года, следуя основам, заложенным создателем Сергеем Григорьевичем Шевцовым», — так начинает экскурсии для молодых людей собиратель и хранитель сельской истории и культуры, встречая их.
Часто темой экскурсии становятся свадебные обряды. Первым делом Лидия Навроцкая ведёт гостей к экспозиции, где размещены уникальные наряды жениха и невесты, венчальная икона. По обычаю, мать благословляла сына и невестку на счастливую жизнь у святого угла с иконой в руках. Свадьбы играли дома, молодых встречали с хлебом и солью на расшитом рушнике.
Обязательным для невесты было приданое, которое она привозила в дом свёкра и свекрови. Приданое девушка готовила с 14 лет: занималась вышивкой рушников, наволочек, занавесок, крючком вязала скатерти и постельные покрывала. На этом этапе рассказа экскурсовод показывает, как выглядела постель молодожёнов.
Когда рождались дети, заказывали детскую колыбель. Длинными зимними вечерами женщины пряли и пели песни. Готовили еду в русской печке: в ней жарили, варили, пекли пироги, куличи, булки. В селе издавна занимались ткачеством. Искусство работать на станке передавалось из поколения в поколение. Ткацкий станок был не у всех, как он выглядел вживую, можно увидеть в экспозиции, посвящённой сельским ремёслам. Здесь же находятся деревянная каталка для глажки, утюги, корыто и стиральная доска.
По обычаю, жених не должен был видеть невесту в канун свадьбы, встречи считались плохой приметой. Свадьба начиналась, так делают многие и сейчас, с выкупа невесты. В церковь, позже в ЗАГС, жених и невеста прибывают раздельно. Жених встречал суженую у церкви. После венчания молодёжь шумела и плясала, по поверью шум отгонял злых духов.
Встречать новобрачных хлебом-солью означает желать процветания и благополучия. И прежде, и в настоящее время это делают свёкор и свекровь. Считается, чем больше и пышнее каравай, тем полнее будет жизнь молодых. А какой каравай без рушника? Его невеста получала в наследство от матери, либо вышивала своими руками, готовя себе приданое. Считалось, чем краше были вышивки на рушнике, тем богаче обещала была быть жизнь молодой семьи. Как выглядели созданные девушками изделия, также можно видеть в разделах сельского музея быта.
Издавна первый бокал на свадьбе молодожёны разбивали на счастье. Правда, раньше, если он разбивался вдребезги, доказывалась целомудренность невесты. Свадебные бокалы также символизируют духовное и физическое соединение пары, поэтому их связывают для крепости брачных уз ленточкой.
Влюбленных всегда называют голубками. По сей день сильна традиция выпускать голубей на свадьбе, что символизирует мир и счастье как для молодожёнов, так и всех присутствующих гостей. А ещё по полёту голубей предсказывали, кто родится у молодожёнов. Если вперёд вырывался голубь, выпущенный женихом, надо было ожидать мальчика, если невесты — девочку.
И ещё об одной важной традиции узнают молодые посетители музея из рассказа экскурсовода — жених должен стоять с правой стороны от невесты. Это связано с тем, что мужчина был воином и всегда носил на поясе меч либо саблю, чтобы защищать себя и молодую жену. Потому правая рука его должна была быть свободной, чтобы мгновенно применить оружие. Заканчиваются такие экскурсии, как правило, многочисленными вопросами гостей, на которые хранитель музея подробно отвечает.
Евгения Костромина,
директор Малотроицкого ЦСДК.