Коллектив «Приосколья» вместе со специалистами районного Центра народного творчества продолжает реализацию проекта «ЭТНОмарафон «Диалог культур», получившего поддержку Президентского фонда культурных инициатив. На страницах издания в рубрике «ЭТНОвзгляд» мы уже рассказали о нескольких семьях, представляющих небольшие этнические группы, некоренные для нашего региона. И эта работа, безусловно, будет продолжена. Но сегодня хотелось бы немного отступить от намеченного плана и показать только одну, но очень яркую и привлекающую внимание сторону самого многочисленного этноса, который живёт на этой территории около четырёх веков — русских. И речь пойдёт об уникальном памятнике материальной и духовной культуры нашего народа — традиционном женском костюме.
История одежды тесно связана с историей самого народа, укладом его жизни, социально-экономическими условиями. В старину костюм был своеобразной «визитной карточкой» и мог многое рассказать о человеке, его носившем. Нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомца, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» — совершеннолетний он или нет, сочетался ли браком, имеет ли детей и т. д.
Белгородский край часто называют «заповедником народного костюма». Это объясняется многообразием типов народной одежды, распространённых издавна и сохранённых до сегодняшних дней в нашем регионе. Причина тому — бурная история края. Когда в 17 веке строилась Белгородская черта и заселялись земли вокруг неё, «по царскому прибору» сюда приехал «служилый люд» практически изо всех уголков России, принеся с собой свою специфическую культуру в обычаях, диалекте и в том числе в костюме.
И Чернянский район не стал исключением. Первое упоминание о Чернянке относится к 1656 году, когда в деревне Чернянской получили поместья служилые люди из города-крепости Новый Оскол — стрельцы в количестве 25 человек вместе с их семьями. А по переписной книге 1723 года деревня Чернянка называется уже слободой Новой Ивановкой (Чернянской) и находится во владении князя Ивана Юрьевича Трубецкого, который поселил на здешних землях и своих крестьян — малороссиян.
Осваивая нашу территорию, служилые люди и крестьяне образовывали сёла и так перемешивались, что зачастую на разных улицах одного и того же села можно было встретить совершенно отличные друг от друга обычаи, диалекты и, конечно, наряды. И эти различия в одежде сохранялись вплоть до 30-х годов 20 века.
И всё же основные элементы костюма на протяжении веков оставались неизменными. Исследователи традиционного русского костюма и этнографы нынешний Чернянский район условно относят к Пооскольскому региону, для которого характерен комплекс женской одежды с юбкой. Он состоял из рубахи, юбки, фартука и жилетки. В сёлах, расположенных ближе к Воронежской области, можно встретить и понёву с сорокой, но всё же наибольшее распространение в нашем районе получила именно юбка.
Более древние суконные юбки имели множество разновидностей, чаще всего они были однотонными — красными и чёрными. Когда в деревнях появились фабричные ткани, стали шить юбки из сатина разных цветов, атласа, но покрой оставался прежним. В экспозиции Чернянского краеведческого музея можно увидеть два костюма с юбкой — из сатина и кашемира. По низу одна украшена плиссированной в очень мелкую складочку рюшью из той же ткани (в некоторых сёлах их называли «брылями», а в некоторых — «манчетами»), а другая — сборчатым воланом («набором»). Края юбок обшиты узкой полоской плиса — чёрного бархата.
С юбками носили рубахи из конопли (позже — из фабричных тканей), оформление которых даже в пределах одного села зачастую отличалось большим разнообразием. Обычно рубаха состояла из двух частей: верхней и нижней, соединённых поперечным швом. Верхняя часть рубахи называлась «станок», нижняя — «подол» или «подставка». При изнашивании подола его отпарывали и пришивали новый. В повседневных рубахах воротник делали в виде невысокой обшивки полоской ткани — «ажирёлок», а вот в праздничных рубахах был отложной воротник с прямыми уголками.
Крой рукавов также мог отличаться, в одном случае они были гладкими, в другом — сосборены в мельчайшую складочку. Поражает удивительно кропотливая и тонкая работа, которую наши бабушки и прабабушки выполняли вручную, чаще всего при свете маленького огонька лучины. Вышивка на рубахах могла быть и черноузорной, и красноузорной, и с геометрическим, и растительным орнаментом. Повсеместно были распространены рубахи, украшенные разбросанными по всему полю рукава букетами цветов и даже вазами с цветами. Это результат воздействия украинской культуры (по данным переписи населения, в 1920 году четверть жителей Чернянской волости составляли украинцы).
Снова обратимся к музейному экспонату. Здесь рубаха украшена не вышивкой, а своеобразной аппликацией из красного ситца, тесьмы-вьюнчика («ковылюшек») нескольких цветов и пуговиц, которые заслуживают отдельного внимания. Многие чернянцы старшего поколения вспомнят их — именно такие в больших количествах производила пуговичная артель, которая располагалась в конце улицы Первомайской, в бывшем здании церкви. Сейчас на этом месте находится детский сад «Светлячок».
Фартук (передник, завеска) — непременный атрибут женской одежды. Украшался он так же, как и юбки — те же рюши в складочку, «канки», разноцветные ленты, кружево и чёрный плис по низу. В костюме Чернянского района обязательной деталью одежды была жилетка, украшенная лентами, тесьмой, кружевом. В некоторых сёлах она была исключительно чёрной, в других — самых разнообразных цветов, зачастую в тон юбке.
Головным убором как девушек, так и женщин, являлся платок, вариантов повязывания которого было очень много. Замужние крестьянки, кроме того, под платок надевали мягкую шапочку из ткани — повойник. Платок был для женщины самым желанным подарком, ведь с ним она не расставалась почти две трети своей жизни. Разные платки надевались в определённых ситуациях — на великий или годовой праздник, на сенокос, по случаю траура. Особенно любимыми были ситцевые красные набивные платки с мелким цветным узором, которые назывались «хранцузскими», «с коймами». А в холодное время поверх них надевали большие суконные шали.
Подлинным украшением костюма, и в то же время непременным атрибутом как женской, так и мужской одежды, был пояс. Это мог быть и широкий кушак (одноцветный или полосатый), и узкий чёрный пояс с «чохлами» — лопастями на концах, украшенными разноцветными шерстяными нитями. Декоративность женскому костюму придавали всевозможные украшения: ожерелья в несколько рядов, низки бисера, гитаны (гайтаны).
Верхняя одежда была достаточно традиционной — это тулупы, зипуны. Обязательная зимняя обувь — валенки. Летом же в трудовые будни надевали лапти, а вот праздничной обувью считались «гусары» — ботинки со шнурками, и «халявы» — сапоги.
Праздничная одежда, в особенности женская, — предмет особого внимания и заботы. Её приобретение или изготовление требовало дополнительных расходов и огромного труда, поэтому и отношение к ней было бережное. Хранилась она особенно тщательно, надевалась редко, а особенно ценные предметы передавались по наследству. К сожалению, вещи уходят вместе с поколениями, которым они принадлежат. Зачастую их можно встретить уже только в музейной экспозиции. Народный костюм является нашим богатейшим достоянием, частью духовной культуры, неисчерпаемым источником изучения исторического прошлого населения нашего края, его мировоззрения, национального самосознания, художественно-эстетических взглядов.