Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер – Вячеслав Владимирович Гладков – о главном за год
16:55, 07 января 2022
 372

Нина Петращук из Малотроицкого поделилась воспоминаниями о школе и одноклассниках

Нина Петращук из Малотроицкого поделилась воспоминаниями о школе и одноклассникахФото: pixabay.com
  • Статья

Годы учёбы остались в памяти навсегда.

Семь классов пройдено в родном Малотроицком. Идём учиться в восьмой в Чернянскую среднюю школу. Она в центре посёлка, рядом с площадью. В нашем классе ребята не только из малотроицкой семилетки, но и из других сёл района. Сначала пишем проверочный диктант и контрольную по математике. Не все справляются с заданием, но берут всех с испытательным сроком. Начинаются занятия. Новые учителя, новая жизнь вдали от родных, хотя и не так уж далеко, по грунтовке километров 19.

Из нашего села две Лидии Овчаровы и я поселились у одной бабушки на квартире. В одной комнате она, в другой — мы. Хозяйка нам варила супы, борщи. Продукты мы привозили свои. Почти каждую субботу после занятий пешком отправлялись домой. Утром в понедельник, положив в корзинку буханку хлеба и другие продукты, возвращались обратно. Иногда нас подвозили на телеге, в которую были впряжены лошади, или на машине-полуматорке, на которой колхозники ехали в район по хозяйственным делам. Так туда-сюда и курсировали.

Испытательный срок закончился. Втягиваемся в учёбу. Первый учебный год проходит в нормальном режиме. Много ребят из нашего села и из хутора Петровский. Ходили вместе по одной дороге, которая идёт по полю через хутор Бородин. Зимой всё занесено снегом, но трактора указывают, расчищают путь. Однажды, с корзинками за плечами, переговариваясь между собой, бредём вечером из посёлка домой. Морозец крепчает, снежинки хрустят под ногами, светит луна, снег серебрится. Впереди виднеется хутор. Слева к нему тянется лесополоса. Вдоль неё движутся к хутору какие‑то тёмные округлые фигуры. Нам они видны, но ещё далековато до пересечения с нами. Надо ещё пройти заснеженный луг, подняться вверх по дороге и пройти мимо леса. Спешим и про себя делаем вывод, а кто‑то вслух вдруг произносит:

«Это волки!»

Страха вроде не испытываем, нас ведь много, малотроицкие и петровские ребята с нами, но всё равно чувствуем какое‑то душевное волнение. Идём дальше, не замечаем, что наши мальчишки вдруг оказываются позади нас, словно спрятались за наши спины. Благополучно добираемся до хутора. Фигурки куда‑то пропали. Проходим через улицы Бородина. Вокруг белеют в лунном свете поля, легко просматриваются. Наше Малотроицкое совсем близко. А ребятам из Петровского ещё нужно пройти три километра. Прощаем мальчишкам их минутную слабость, об этом никогда не говорим, но картинка из прошлого остаётся в нашей памяти.

За путь мы немножко приустали. Я пригласила Лиду Мирошникову к себе заночевать. Моя мама родом из Петровского, знала родителей Лиды. Её отец, как и мой, и других земляков, не вернулся с войны, а мать умерла в голодные годы. Лида жила с семьёй старшего брата. В пятом классе за отличную учёбу и активную работу в пионерском отряде Мирошникову наградили поездкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» в Крыму. Она потом много рассказывала нам о жизни лагеря. Мама кормит нас ужином, и мы укладываемся спать на русскую печку. Засыпая, я вспоминаю, как учащиеся школы гордились, что среди нас есть такая пионерка, как Лидия Мирошникова.

В девятом классе все вместе учимся и живём в школьном здании. Два первых этажа заняты под учебные классы, на третьем, в правом крыле, расположена спальня для ребят, на четвёртом — для девочек. В хорошо оборудованном полуподвальном помещении, где во время войны было бомбоубежище, находится кухня и наша столовая. Установлено строгое дежурство. По четыре девочки в сутки помогают поварам. Чистим картошку, накрываем стол, убираем, моем посуду. От занятий не освобождались, но в этот день учителя не вызывали нас к доске, не проверяли домашнее задание. Понимали, что мы не успеваем подготовиться к урокам. На весь учебный год наши родители сдают для нас картофель и другие овощи. Дети, у которых отцы погибли на фронте, питались бесплатно.

Между уроками и подготовкой к ним у нас свободное время. Выходим на площадь, в киосках покупаем кусочек колбасы и 100 граммов конфет ирисок. Колбаса издавала такой вкусный запах, а вкусняшек-ирисок мы уже после нигде не встречали. Рядом со школой находился детский дом, где жили дети-сироты. Учились они в нашей школе, мы проявляли к ним особое дружеское отношение.

В нашем селе в новом учебном году откроется восьмой класс, и школа станет с десятилетним образованием. Наши мальчики и девочки уходят из девятого класса, чтобы в новом году снова начать учиться с восьмого класса в своей школе. А я с Ниной Мухиной остаюсь в чернянской. С нами учатся из других сёл и хуторов: Большого, Васильевки, Волоконовки, Окуней, Петровского, Хитрово и т. д. Анатолий Бойченко, Александр Бойченко, Павел Пшеничный — ребята из посёлка тоже учатся в нашем классе. Павел — спокойный домашний парень, рано разбирающийся в отдельных житейских вопросах. У него был фотоаппарат. К празднику 8 Марта он сделал девчонкам подарок. Сфотографировал нас вместе с классным руководителем А. Г. Бураковой и подарил на память. Это фото до сих пор хранится у каждой из нас.

Тогда женский праздник не был выходным. Мы поздравляли своих учителей открытками. На книги и цветы у нас не было денег. Поздравляли тайно, подбрасывали в класс открытки так, чтобы никто не видел, словно играли в какую‑то полезную игру. Наверное, подражали гайдаровским тимуровцам, у которых добрые дела свершались втайне от взрослых. Преподаватели не обижались, им было просто интересно получать от нас такие поздравления.

На уроках сельхозтруда в сентябре убирали овощи, которые росли далеко от школы. Тогда часы теории и практики сдвигали, чтобы мы за один час успели дойти туда и обратно, и ещё час потрудиться. В очередной раз мальчишки решили после работы не явиться на следующий по расписанию урок истории. В результате чего он был сорван. Почти все девочки в знак солидарности поддержали их. Потом на классном собрании обсуждали этот наш проступок. Было очень стыдно, но переходный возраст иногда хотел куража. На этот раз мальчишки во главе с Николаем Крючковым решили нас напугать. Поздно вечером, прошмыгнув мимо дежурной технички, вышли на задний двор школы, взобрались по пожарной лестнице до этажа, где находилась спальня девочек, открыли форточку. Издавая звуки, похожие на уханье филина и другие более угрожающие, несколько минут держали нас в напряжении. Повторили такое ещё раз. Мы их быстро раскусили, и им стало не интересно продолжать эти фокусы.

У девчонок зимой была сельхозпрактика на животноводческой ферме, находившейся за посёлком. Утром до занятий раз в неделю мы приходили туда. Ухаживали за коровами, чистили стойла, знакомились с утренней дойкой, которую тогда производили вручную. Мы с удовольствием рано вставали, шли по заснеженной тропке к коровнику, с интересом трудились.

Наши преподаватели вкладывали всю душу в свой предмет, доходчиво объясняли материал. Учителя русского языка и литературы Софья Васильевна и Антонина Гавриловна знакомили нас с писателями и поэтами-классиками, их творчеством. Под их руководством мы устраивали художественно-литературные вечера, читали стихи, пели песни на произведения Есенина. Математик Евгения Павловна Мухина не давала нам скучать на своих уроках. Наши ученики Александр Бойченко, Александр Волков, Василий Кретиньчуков, Вячеслав Телегин и Василий Чумиков хорошо разбирались в алгебре, геометрии, физике. Физик Георгий Кузьмич всегда с шутками-прибаутками преподносил новый материал, сопровождая физическими опытами. Сначала просовывал в дверь свой неизменный коричневый портфель и, напевая слова из песни: «То ли луковица, то ли репка, то ли забыла, то ли любит крепко…» появлялся в классе, проходил с улыбкой к учительскому столу и начинал приглашать к доске, проверяя домашнее задание. На его уроках было весело, увлекательно и интересно. Все очень любили уроки географии, ботаники, истории, на которых учителя прививали нам любовь к природе, родному краю, историческому прошлому, искусству, учили этике поведения.

По тому времени школьный спортзал был очень оснащён. Мы занимались на брусьях, перекладине, бревне, метали диск. Физрук Владимир Иванович делил класс на две группы. В первой были самые подвижные и физически развитые. В неё вошли В. Большунова, Светлана Здрожевская, З. Исаева, Светлана Кучменко, П. Лепихова, Н. Ракова, Н. Романенко, В. Скрипцова, В. Солодовченко и я. Но у меня не получался на перекладине кувырок вперёд, сильно огорчалась по этому поводу, а учитель успокаивал, просто понимал, что на это упражнение у меня было мало силёнок. Ребята занимались отдельно, у них были свои группы. Осенью и весной уроки проходили на стадионе. Там были турники, беговые дорожки, песочница приспособлена для прыжков. Проводились соревнования на велосипедах для мальчиков и девочек.

У меня и Нины Мухиной были велосипеды наших братьев. Они нам давали их, чтобы весной и осенью мы ездили из села в посёлок на занятия. У многих учащихся их не было. Павел Пшеничный одолжил мой на такое соревнование. На пол пути он сошёл с дистанции из‑за прокола шины. И мне не удалось поучаствовать в заезде, о чём мы сильно сожалели. Волков, Кретиньчуков, Телегин, Чумиков и другие ребята были в первых рядах соревнующихся. Зимой занимались лыжным спортом. Лыж в школе хватало для всех. Мы были очень благодарны преподавателю физической культуры за полезные уроки.

Было очень волнительно, когда нас принимали в ряды комсомола. Переживали, вдруг не ответим на вопросы, которые задавали в комитете. Изучали подробно устав. Это торжественное мероприятие запомнилось на всю жизнь. Став комсомольцами, более серьёзно относились к учёбе, подтянулась дисциплина в классе. Наши отличники Светлана Здрожевская, Валентина Солодовченко перед уроками, во время перемен старались объяснить нам сложные задания по отдельным предметам. К ним присоединялась Лида Мирошникова, у которой была только одна четвёрка, а остальные — пятёрки. Помогали друг другу решать школьные вопросы.

Доброжелательные директор школы Михаил Федосеевич Степовик, завуч Алексей Михайлович оставили у нас приятные воспоминания о школьных годах. Каждое утро на линейке старшеклассников они знакомили с важными событиями школы, района, всей страны, ставили нам учебные задачи и помогали их выполнять. Знания, заложенные нашими учителями, очень пригодились в жизни. Многие одноклассники получили в дальнейшем высшее или техническое образование, стали учителями, инженерами, научными сотрудниками, врачами, технологами, экономистами, бухгалтерами, комсомольскими работниками и просто замечательными тружениками городов и сёл.

1954–1957 годы учёбы в Чернянской средней школе навсегда остались в нашей памяти. Низкий поклон нашим учителям, давшим путёвку в жизнь.

P.S. Выпускной для нас тогда был, но для меня и некоторых других учеников, потерявших своих отцов в годы войны, не состоялся. Наши мамы не смогли купить нам для бала туфельки и платья. А в стареньких мы постеснялись идти, решили не портить праздник другим.

Жительница села Малотроицкое

Нина Петращук (Романенко)

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×