Проблема дорожно-транспортного травматизма в современном обществе — одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений — организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.
Ребёнок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге, подготовиться к самостоятельной жизни, увеличить возможность сохранить жизнь и здоровье. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, правила в дальнейшем становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью.
В детском саду «Золотая рыбка» села Орлик уделяется особое внимание профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В учреждении разработана система работы, цель которой — повышение активности педагогического коллектива, родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения, работа по пропаганде ПДД и безопасного образа жизни.
С чего же начать работу по ознакомлению самых маленьких пешеходов правилам дорожного движения? Конечно, с мотивации. Педагоги нашего детского сада через чтение художественной литературы, дидактические и конструктивные игры, просмотр видеофильмов пытаются привлечь малышей к этой проблеме.
Создание развивающей среды в детском саду — одно из важных условий обучения. В каждой возрастной группе организован «Островок безопасности» — макет дороги с улицами и домами, транспортом и дорожными знаками, где каждый ребёнок в игровой ситуации может побывать в роли водителя.
Особый интерес у воспитанников вызывает тематический кабинет по ПДД, созданный нашими воспитателями, где представлен микрорайон с улицами и перекрёстком, различными видами транспорта, светофорами, дорожными знаками, парковкой и заправочной станцией. Воспитанники не только знакомятся с профессиями водителя, регулировщика движения, но и пробуют себя в роли родителей, переходя по пешеходному переходу с игрушечной коляской, закрепляют сигналы светофора, значение дорожных знаков. Сюжетно-ролевые игры помогают развивать детскую инициативу, самостоятельность, умение взаимодействовать со сверстниками, договариваться, решать конфликтные ситуации.
В рамках недели по ПДД детский сад посетили сотрудники Госавтоинспекции, которые рассказали ребятам о необходимости соблюдения правил дорожной безопасности, к каким последствиям приводит их невыполнение. Сотрудники ГИБДД выдали юным знатокам удостоверения юных помощников инспектора дорожного движения, а ребята подготовили для гостей небольшой концерт. Рекомендации от полицейских о необходимости светоотражающих элементов на одежде и наличии детских кресел получили и родители.
Работа по изучению правил дорожного движения проводится в тесном контакте с родителями. Ведь они для ребёнка — образец поведения и эталон для подражания. Именно об этом должны помнить родители, когда вместе с ребёнком делают первый шаг на проезжую часть дороги. Мы стараемся донести до понимания родителей ответственность за неправильное поведение на дороге, несоблюдение ПДД, — всё это может обернуться трагедией. Мы стремимся донести родителям простые истины: «Переходить дорогу ребёнку можно только, держась за руку взрослого; помнить, что безопасность ребёнка в руках мамы и папы; все навыки и привычки, связанные с дошкольником и его поведением на дороге, формируются под влиянием взрослого».
Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение и соблюдение правил дорожного движения.