Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков принял решение о появлении в школах медицинских классов в прошлом году. По замыслу инициаторов, они должны помочь в борьбе с дефицитом медиков в регионе. Один из таких классов открылся в 2021 году и на базе чернянской средней школы № 1 с углубленным изучением отдельных предметов. Мы решили проверить, как работает губернаторская программа в нашем посёлке, всё ли получается, не простаивает ли оборудование без дела. Забегая вперёд, должны признаться — всё увиденное и услышанное приятно поразило.
В первую очередь, это само оснащение класса. Сказать, что там всё по последнему слову техники — значит не сказать ничего. Медики, которые ведут занятия в школе по программе, признают: такого оборудования нет даже в районной больнице. А это значит, что для мальчишек и девчонок, решивших выбрать для себя профессию врача, создаются все условия для комфортного и перспективного профессионального обучения.
В настоящее время в соответствии с областной программой в школу поступает медицинская техника более чем на 4 млн рублей. Уже установлено диагностическое оборудование, тренажёры для отработки навыков, модели для изучения строения человеческого организма и многое другое. Однако наполнение кабинета ещё продолжается. Напомним, всего на оснащение таких классов из бюджета области выделено 97,5 млн рублей.
Учащиеся профильных 10 и 11 классов имеют замечательную возможность применять полученные знания на практике. Медкласс представляет собой уникальную форму школьного образования, которое позволит старшеклассникам осознанно прийти к выбору профессии и получить необходимую подготовку для поступления в высшее учебное заведение медицинской направленности. Глядя сегодня на будущих выпускников, можно с уверенностью сказать — эти дети пришли сюда целенаправленно, и они обязательно станут профессионалами своего дела.
Ребятам всего по 16-17 лет, но они уже уверенно оперируют терминами и определениями, которые непосвящённому человеку могут показаться чем-то страшным. Да и практические навыки они приобретают серьёзные, ведь после прохождения всего курса они получат официальные документы об окончании образовательной программы и сертификат младшей медицинской сестры по уходу за больными.
На практических занятиях ребята осваивают азы профессии — начиная со смены постельного белья и одежды больного и заканчивая измерением артериального давления, уровня кислорода и сахара в крови, температуры, роста, веса пациента, объёма грудной клетки и так далее. Самым здоровым и чистым при этом всегда оказывается Степан — манекен для отработки навыков. Старшеклассники ухаживают за ним с полным осознанием важности процесса. Именно с его помощью изучают обработку ран и пролежней, переодевание и мытьё больного. Честно говоря, многие моменты вызывают некоторый дискомфорт. Но не у ребят! Все они с интересом слушают, наблюдают за действиями профессионала и пробуют сами повторять действия на практике. Ребят не пугает даже то, что здесь одежда и простыни пациента грязные лишь условно, а ведь в настоящей жизни это будет намного сложнее:
«В каждой профессии есть свои минусы и подводные камни. Надо быть готовыми ко всему», — спокойно ответил на такой вопрос Ярослав Воробьёв.
Самым интересным экспонатом в классе будущие медики назвали манекен для отработки сердечно-лёгочной реанимации (для непосвящённых пояснили, что ему делали искусственное дыхание и непрямой массаж сердца). А вот манекены для отработки внутривенных инъекций ещё ждут своего часа.
На вопрос, что привлекает в профессии врача, почти все ответили — помощь людям:
«Это очень востребованная профессия! Кроме того, мне нравится помогать людям, лечить», — поделилась Анастасия Ситнянская.
«А мне просто нравится врачебное дело. Здесь много факторов, начиная от зарплаты и заканчивая тем, что это очень интересно», — добавил Сурен Саркисян.
«Раз губернатор спонсирует программу нашего обучения, чтобы воспитать будущих медиков для области, значит, у нас будет работа. Я считаю, что эта профессия — престижная», — подчеркнул Ярослав Воробьёв.
Хотя большинство ребят уже определилось со специализацией, которую хотят получить, сначала все должны пройти обучение в вузах по специальности «Лечебное дело». Например, Сурен Саркисян решил для себя, что хочет стать хирургом (пластическим или сердечно-сосудистым), а Валерия Дерда отдаёт предпочтение кардиологии.
На сегодняшний день в медицинском классе, который действует на базе естественно-научного профиля, занимаются девять детей. Обучение рассчитано на два года (10-11 классы), в течение которых на углубленном уровне будут изучаться химия и биология.
Заместитель директора Людмила Акимова призналась, что поначалу было немного страшновато, ведь медицинский класс — это совсем новое направление работы.
«Безусловно, нам помогло то, что в школе уже был естественно-научный профиль. При составлении программы мы воспользовались опытом московских школ, в которых уже есть медицинские классы. Конечно, пришлось посидеть, поработать, адаптировать их под себя, но сейчас результат налицо — дети занимаются, оборудование, мебель, квалифицированные кадры — всё есть. Остаётся только упорная учёба», — поделилась Людмила Николаевна.
Кроме изучения теоретического материала в программе курса предусмотрена учебно-производственная практика, включающая в себя ознакомительные экскурсии, занятия по отработке практических навыков по уходу за больными, решение ситуационных задач, самостоятельную работу в стационаре. За неполный год обучения ребята уже успели побывать в Старооскольском медицинском колледже, в Чернянской районной больнице, где им продемонстрировали работу приёмного отделения, показали процедурные и перевязочные кабинеты. Много впечатлений было после посещение хирургического отделения и операционного блока, где проводятся плановые и срочные операции. На собственном опыте ребята познакомились с оборудованием СКТ, медицинскими инструментами, побывали в помещениях дезинфекции. В Центре врача общей практики в селе Волоконовка познакомились с работой семейного доктора и организацией первичной врачебной медико-санитарной помощи.
«Везде было очень интересно! Конечно, сами больных мы ещё не принимали, но всё посмотрели своими глазами, попробовали на себе. Мне даже удалось «покататься» на аппарате СКТ — очень удобно, быстро и комфортно!», — поделился впечатлениями Сурен Саркисян.
О педагогах, которые учат ребят, стоит сказать отдельно. В рамках внеурочной деятельности изучаются курсы «Шаг в медицину», «Первая помощь», преподавание которых осуществляют медики Чернянской ЦРБ: врач общей практики Наталья Мандрощенко и врач-реаниматолог Сергей Змеёв. Занятия по направлению профессиональной подготовки «Младшая медицинская сестра» проводит старшая медсестра Чернянской ЦРБ Татьяна Демьяненко.
«Это совершенно новый проект на Белгородчине, а тем более у нас в Чернянке. Хотя у меня высшее образование по организации сестринского дела с правом преподавания, я очень переживала, когда впервые шла к ним в класс. Но с самого первого дня работа была очень слаженной. Несмотря на то, что темы были жутко скучные, такие, как введение в медицину, ни один ребёнок не проигнорировал занятия. Да и оборудование шикарное, очень современное. Для начала, для их этапа — это очень хорошо», — отметила Татьяна Васильевна.
«Мы сумели быстро сориентироваться, заключили договор с нашей районной больницей, со Старооскольским медколледжем. Нам все пошли навстречу с большим удовольствием. Очень благодарны главному врачу Чернянской ЦРБ Елене Александровне Королёвой, которая без лишних слов направила к нам сразу трёх врачей. И они пришли, несмотря на то, что у них своя работа, которую никто не отменил. Это очень важно, когда на занятиях доктора рассказывают о себе, о том, как они сами выбрали профессию, делятся поучительными историями из практики. Наша школа — одна из немногих в области, в которой преподают профессиональные медицинские работники», — подчеркнула директор школы Елена Цуканова.
К слову, сейчас здесь обучаются дети не только из первой школы. Узнав, что открывается медицинский класс, сюда пришли выпускники-девятиклассники и из других учебных заведений посёлка. Руководство образовательного учреждения на этом останавливаться не планирует:
«Мы уже промониторили и рассчитываем, что на следующий год только наших выпускников придёт в два раза больше, не считая ребят из других школ. Примем всех, кто будет соответствовать, у кого будут хорошие оценки по профильным предметам. То есть мы уже видим не только результат нашей общей работы, но и перспективу, задачи, стоящие перед нами. Хотим найти для этого направления куратора из медработников, который был бы не просто приходящим, а стал частью нашего коллектива», — поделилась планами Елена Цуканова.
Интерес, стремление к знаниям, престиж профессии — такое серьёзное отношение старшеклассников к выбору будущей деятельности было в школе и раньше. Каждый год три-четыре одиннадцатиклассника после завершения обучения поступали в медицинские вузы. Теперь же, когда появилась такая возможность — для учеников создаются все условия для успешной деятельности, и будущие врачи уже на самом раннем этапе овладевают навыками оказания первой медицинской помощи и ухода за больными. Новейшее оборудование работает и на пользу детей, и на будущее всех жителей региона. Как нам кажется, наши мальчишки и девчонки по окончании школы в полной мере будут соответствовать стандарту выпускника медицинского класса, составленному в министерстве образования, потому что они не только обладают высоким уровнем эмпатии и коммуникации, но и готовы получить весь максимум знаний по естественно-научным дисциплинам.
Успехов вам, ребята, и покорения новых вершин!