Губернатор Вячеслав Гладков провёл большую пресс-конференцию. Задать свои вопросы могли как представители региональных СМИ, так и журналисты федеральных телеканалов, информационных агентств, а также блогеры и представители местных пабликов. Конечно, теме безопасности было посвящено наибольшее число вопросов.
Представители Шебекинского городского округа рассказали о своих переживаниях во время обстрелов, а также о том, что жители задают вопросы о качестве работы системы оповещения. В Интернете информация об обстрелах города и округа распространяется довольно быстро, однако сетью не пользуется старшее поколение граждан, а в случаях перебоев с электроэнергией часто и Интернет становится недоступен.
По словам губернатора, сложности в данной сфере есть, пока конкретных инструкций не прописано, и власти сами ищут какой-то формат, в том числе через систему оповещения МЧС.
«Если говорить в общем, то, с чем мы столкнулись в последние восемь месяцев, ни в каких инструкциях и положениях не прописано. Сигнал «Внимание», которым мы обеспечены, в рамках оповещения об обстрелах территорий не работает. Это невозможно предугадать заранее и предупредить. Например 3 июля, когда в Белгороде упала разгоняющая часть ракеты, было много вопросов, почему не включили систему оповещения. Напомню, три часа ночи, взрыв был один. Если бы мы включили все сирены, 400 тысяч человек поднялись, и началась паника. Лифты, дороги, многоэтажные дома... Мы бы получили проблему другого порядка. Действительно, недавно была проблема с СМС-оповещением. Дело в том, что операторы, получив команду от МЧС, начали согласовывать с другими ведомствами. Я надеюсь, что нам удастся вскоре выстроить систему, которая позволит максимально быстро реагировать и оповещать население. Мы сейчас над этим работаем», — прокомментировал губернатор.
Отвечая на вопрос об ущербе региону за время СВО, губернатор отметил, что он постоянно растёт, так как увеличивается число пострадавших домов, машин, коммунальных систем. В общей сложности на восстановление потрачено более 13 млрд рублей внебюджетных средств и средств резервного фонда.
Журналисты интересовались, как укреплена граница, и допускает ли губернатор наступление на Белгородскую область. Вячеслав Владимирович заверил, что работы ведутся ещё с весны прошлого года. Он напомнил, что сотни лет назад именно Белгородская засечная черта стала преградой на пути врага. Сейчас регион выполнит ту же самую функцию. Помимо этого, он подтвердил, что на Белгородчине формируется так называемое народное ополчение. Есть много жителей с боевым опытом и желанием им поделиться, но они не могут в силу возраста или здоровья быть призваны в рамках частичной мобилизации или не могут заключить контракт. Именно они сейчас стали инструкторами и обучают всех молодых крепких белгородцев, которые изъявили желание. Если понадобится, они встанут на защиту родины.
Интересовались журналисты, есть ли понимание проблем белгородцев в федеральном центре. Губернатор заверил, что Москва точно видит проблемы, и регион не останется с ними один на один:
«На сегодняшний день своими силами область в связи со сложившейся обстановкой не справится. Взаимодействие с федеральным правительством было и есть, нужно, чтобы оно легло в основу нормативных актов, тогда обязательно доведём его до всех жителей».
Несомненно, проблемы, связанные с СВО, отразились на экономике. Журналисты интересовались, каков дефицит бюджета и как быть с программами будущего года.
«Я пока не вижу никаких проблем в выполнении обязательств, которые мы брали перед жителями в части выплат, медицинского обеспечения и многих других. Да, объём прибыли, мы видим, по металлургическим компаниям, сократится. Бюджет будет меньше. Некоторые программы будут меньше, но закрывать их, лишать кого-то помощи мы не планируем», — прокомментировал глава области.
Также он отметил, что более 20 белгородских проектов сейчас находится на рассмотрении в Минэкономразвития, «рассчитываем на поддержку».
Об итогах реализации программ этого года говорить пока рано. Многие объекты в строительстве ещё в процессе завершения. Но вот, к примеру, что касается строительства и ремонта дорог, то в этом году в области был выполнен беспрецедентный объём работы на сумму 27 млрд рублей.
Непростая ситуация, по словам Вячеслава Гладкова, сложилась в отрасли AПK. Из-за переувлажнения почв были потеряны площади посевов сои и ряда других культур. Общий объём ущерба примерно 4 млрд рублей, ещё где-то 1 млрд из-за невозможности заниматься сельским хозяйством в приграничных территориях. Сейчас прорабатываются механизмы поддержки таких фермеров и предприятий, а также предпринимателей из приграничных территорий, чей бизнес пострадал после обстрелов.
Говоря о волонтёрских организациях, которые сформировались во всём регионе и объединили в себе десятки тысяч неравнодушных людей, помогающих фронту, Вячеслав Гладков отметил, что помощь от властей оказывается, но в основном механическая, то есть координация, вопросы логистики, закупки оборудования, доставки.
«Душевность — это их задача, и они с ней справляются на все 100%», — подчеркнул губернатор.
Глава региона рассказал и о том, что многие крупные российские компании помогают Белгородчине с восстановлением жилья или повреждённых после обстрела автомобилей, но не афишируют это, потому что делают бескорыстно.
«Помогают и главы других регионов. Например, Кировская область помогала с поставками леса, так как у самого региона древесины не так много. Московская область только за одну неделю оказала помощь практически на 1 млрд рублей. Кроме них помогают Орловская, Тульская, Калужская области, Республика Удмуртия и другие. Мы не одни, мы все вместе, просто ситуация сложная», — сказал губернатор.
Он говорил и о психологической помощи вынужденным переселенцам, пострадавшим, а также родным и близким мобилизованных, раненых и погибших.
Подняли вопрос по поводу оттока молодёжи из региона и принимаемых мер:
«Молодёжь, когда оканчивает вузы или учреждения СПО, будет выбирать место, где спокойнее. Должны ли мы принимать экстраординарные меры? Конечно, должны. Потому что мы видим сейчас по некоторым базовым отраслям, например, здравоохранению. Большое количество врачей, медсестёр уволились с работы, продали квартиры и покинули область. Для нас это плохая тенденция. Огромнейшие меры принимаются последние годы, чтобы заполнить вакансии в сфере здравоохранения. Надеюсь на качественную работу со стороны работодателей. В этом году я встречался со студентами БелГУ и предложил желающим проехать по области, посмотреть несколько объектов. Мы показали детский сад на Макаренко, школу в Крутом Логу, научный центр в Бирюче. У них — шок, ни один из них не предполагал, что такого уровня объекты у нас есть. Нам нужно познакомить молодёжь с областью. Работа ведётся системная, проектов много».
Коротко
— Празднование Нового года в Белгороде состоится, но без катка.
— Будущим летом белгородские дети отправятся на отдых в Евпаторию в санаторий «Бригантина».
— Школьники и студенты останутся на дистанционном обучении, так как пока ситуация не позволяет вернуться к обычному формату обучения.
— Для жителей 15 населённых пунктов, где объявлен режим ЧС, рассматривается вопрос о строительстве посёлка на 1 000 домов либо о получении ими сертификатов на жильё в пределах Белгородской области.
— Процедура лицензирования инфекционного центра в Старом Осколе должна быть завершена до 10 декабря.
— Губернатор пока не смог обзавестись собственным жильём в области из-за физического недостатка времени.
— В Белгороде на улице Маяковского, где 3 июля произошёл обстрел со стороны Украины, построят детский сад.
Завершая сессию вопросов-ответов, губернатор подчеркнул, что «когда всё завершится, мы, как и раньше, будем заниматься главным: делать всё, чтобы жителям Белгородской области жилось лучше, чтобы решения муниципальной и региональной власти были понятны людям. Важно, чтобы динамика и темп работ, к которым привыкли наши жители, сохранялись даже сейчас».