Дора Михайловна Арестова бережно хранит в семейном архиве реликвию — это фотография, а точнее, фотомонтаж, но самое ценное и дорогое, что осталось из воспоминаний детства. На снимке — вся её семья: мама, папа и она с сестрёнкой. Сегодня их уже нет с нами, но память живёт в сердце пожилой жительницы Ольшанки всегда.
Дочь участника Великой Отечественной войны Михаила Андроновича Котлярова из Ольшанки бережно хранит фотографию. На пожелтевшем снимке — вся их семья: мама, сестрёнка, отец, смотрящий с нескрываемой гордостью. Однако вместе они не собирались ни разу. Он погиб в 1945 году, в последние дни той страшной войны, так и не увидев, как растут его девочки. Это — фотомонтаж, искусно выполненный уже в наши дни, художник постарался воплотить мечту Доры Михайловны и подарить ей возможность увидеть всю семью вместе.
«Отец работал в колхозе, и у него была бронь. Он мог не идти на фронт, но, как узнала потом от родственников, из-за чего-то поругался с председателем и ушёл на войну. До победы немного не дожил, был тяжело ранен и 4 февраля 1945 года умер. Похоронен в деревне Голлау под Кёнигсбергом в Восточной Пруссии, так написано в извещении, которое пришло маме», — поделилась Дора Михайловна.
Описание подвига Михаила Андроновича Котлярова к награждению орденом Славы третьей степени: «Товарищ Котляров работает заряжающим СУ-76. Во время прорыва вражеской обороны в районе Юрьев Остров и центральный посёлок Витебской области 23.06.1944 года правильно и быстро посылал снаряд за снарядом и этим самым дал возможность наводчику разбить и уничтожить три пулемёта, семь автомашин с боеприпасами, один склад боеприпасов и до 75 гитлеровцев, а также сам лично убил девять гитлеровцев из автомата и вынес с поля боя обгоревшего механика. Спас ему жизнь».
Отец всё же успел отправить семье фотографию, сделанную в Кёнигсберге, и открытку. Дора Михайловна вспоминает, что в детстве всё время обводила рисунок на ней и слово, написанное рукой отца, всего одно: «Дорочке». А ещё в памяти, как мама их с сестрёнкой несла в Чернянку:
«Она сначала меня от столба до столба отнесёт, потом за сестрой вернётся. И так до самой Чернянки, где было фотоателье, чтобы сфотографировать и отправить отцу на фронт. Как сейчас помню, во что была одета. Вот только дошла ли фотокарточка до папы, так мы и не узнаем. Пока сестра была жива, всё собирались поехать в Калининград на могилу отца, но то денег не было, потом и она умерла, а теперь зачем ехать, уже скоро и нам туда, вот и встретимся», — говорит Дора Михайловна.
Фотография стала для неё символом не только потери, но и любви, надежды, веры в то, что семья, пусть и таким необычным образом, всё же воссоединилась. Она достаёт её по особым случаям, чтобы показать внукам и правнукам, рассказать им о их деде, войне, о том, как важно помнить и чтить память тех, кто отдал свою жизнь за мирное небо над головой. Эта фотография — не просто кусочек бумаги, это — живая история семьи, пропитанная болью утраты и неугасающей любовью.