

Пять лет во главе региона — достаточный срок, чтобы оценить не только текущие результаты, но и стратегические векторы развития, заложенные руководством. Для губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова одним из таких фундаментальных направлений стала системная работа с молодёжью. Речь не о разовых акциях, сегодня хочется поговорить о выстроенной системе подготовки кадров, где ребёнок, начиная со школьной скамьи, получает возможность «примерить» профессию и сделать осознанный выбор в пользу будущего родного региона. Эта политика — прямая инвестиция в завтрашний день области, и её результаты уже сегодня видны на примере нашего округа.
Анализ потребностей экономики региона показал острую необходимость в кадрах для агропромышленного комплекса и здравоохранения. Ответом на этот вызов стало создание в школах специализированных классов.
Так, на базе первой школы Чернянского округа действуют медицинские классы, курируемые Центральной районной больницей имени Петра Гапотченко. Это не просто углублённое изучение биологии и химии, а прямое погружение в профессию под руководством практикующих врачей. К примеру, во время осенних каникул юные медики успешно прошли практическую стажировку в ЦРБ. Ребята имели уникальную возможность наблюдать за работой высококвалифицированных специалистов, участвовать в процедурах и знакомиться с аспектами медицинской деятельности. Под руководством опытных врачей и медсестёр они узнали о современных методах диагностики и лечения, что представляет собой ценный опыт для их будущей профессии.
С начала учебного года в школах Белгородской области начали действовать два дорожных класса, 650 обучающихся сели за парты в 16 агротехнологических классах. Во всех этих учебных заведениях установлено необходимое оборудование: учебно-лабораторные комплекты, приборы для 3D-моделирования и VR-комплексы с программным обеспечением. 105 педагогов прошли обучение в Российском государственном аграрном университете МСХА имени Климента Тимирязева, ещё у 20 наставников от работодателей стартовала дополнительная образовательная программа.
Во второй школе райцентра второй год открыты агротехнологические классы. В настоящее время в них обучаются 77 чернянских школьников. Его особенность — тесное взаимодействие не только с местным техникумом, группой компаний «Русагро», но и с Белгородским государственным аграрным университетом имени Василия Горина. Это создаёт непрерывную образовательную цепочку: школа — техникум/вуз — предприятие.
Данный подход решает сразу несколько задач. Школьники получают не теоретические, а прикладные знания. Вузы и техникумы — мотивированных абитуриентов. А работодатели — будущих специалистов, уже знакомых со спецификой местного производства.
Теория — это важно, но ничто не заменит живого опыта. Именно эту возможность даёт программа ранней профориентации, в рамках которой школьники 6-11 классов проходят «профпробы». Для местных ребят они организованы на базе агромеханического техникума, и это уже не просто экскурсия, а настоящая «примерочная» профессий. Школьники получают возможность под руководством наставников совершить первые профессиональные действия в самых разных, зачастую неожиданных для сельского района, сферах.
Ребята могут не только посидеть за рулём трактора или автомобиля, ощутив мощь сельхозтехники, но и погрузиться в тонкую работу лаборанта, где качество продукции проверяется на молекулярном уровне. Они пробуют себя в роли ландшафтных дизайнеров, проектируя комфортную среду для будущего, и поваров-кондитеров, создавая вкусные и красивые блюда.
Широта выбора — ключ к успеху. Предлагаемый спектр профессий ломает стереотип о том, что агрорайону нужны только механизаторы и полеводы. Власть и бизнес понимают, что современный АПК — это комплексная отрасль, требующая высококвалифицированных кадров самых разных профилей: от IT-специалистов и лаборантов до дизайнеров и технологов.
Как отмечают наставники, когда подросток садится в кабину современного трактора с GPS-навигацией или сам проводит химический анализ, это превращает абстрактную специальность в захватывающий практический навык, и работает лучше любой агитации. К тому же на профпробах ребёнок может открыть в себе талант кондитера или дизайнера. Система позволяет выявить эти склонности до поступления в вуз или техникум, что экономит время, ресурсы и нервы самих детей и их семей.
Техникум в этой схеме выполняет роль не просто образовательной площадки, а ресурсного центра для всего района. Школьник, который несколько раз приходил сюда на профпробы, уже не боится его порога. Он знаком с преподавателями, лабораториями и мастерскими. Для него поступление сюда — логичный и комфортный следующий шаг. Таким образом, техникум заранее «воспитывает» себе абитуриентов, а регион — будущих специалистов.
Для ребят регулярно проходят экскурсии на предприятия. К примеру, на прошлой неделе поход на Чернянский сахарный завод стал для учеников из Ездочного и второй школы настоящим откровением. Облачившись в защитную экипировку, они прошли весь путь сахара от свёклы до фасовки. Познакомила их со сладким производством Лилия Туренко.
Школьники не просто слушали, а видели процесс мойки, стружки, варки и центрифугирования. Дегустация свежесваренного сахара и мастер-класс по изготовлению сахарной ваты от Ксении Маничкиной превратили экскурсию в незабываемое событие.
Как отмечают сами школьники, многие из которых знакомы с сельским трудом не понаслышке, такое погружение рождает интерес.
«Узнали сегодня, что у нас один из крупнейших заводов в стране, и даже сахар на экспорт за границу отправляют. Впечатляет такое! Конечно, мы увидели, что работа непростая, но многие процессы автоматизированы, было очень интересно», — отметила восьмиклассница из Ездочного Татьяна Морозова.
Дмитрий Телегин и Артём Сёмин открыто заявили о желании связать судьбу с агробизнесом. Это лучший показатель эффективности метода.
Ещё один уникальный проект, инициированный губернатором, — развитие детского туризма. Его ключевая особенность — обязательная профориентационная составляющая. Вячеслав Гладков особо подчеркнул, что все туристические маршруты составлены с учётом непростой оперативной обстановки в приграничных территориях, поэтому проходили исключительно в безопасных местах.
В текущем сезоне проекта (весной и осенью) школьники Чернянского округа побывали в Губкине, а наш муниципалитет, в свою очередь, принял более 240 ребят из Белгородского, Красногвардейского, Прохоровского, Старооскольского округов и Белгорода.
Программа визитов включала знакомство с историей и культурой муниципалитета (краеведческий музей, Холковский Свято-Троицкий монастырь, ездоченский Дом ремёсел), но центральным событием было посещение техникума, где гостей ждали специально организованные мастер-классы.
Этот проект работает на две цели. Во-первых, он стирает границы между районами, позволяя молодёжи лучше узнать свой регион. Во-вторых, демонстрирует образовательные возможности разных уголков области, давая школьникам более широкий выбор для своего будущего.
Представленные проекты — не разрозненные инициативы, а звенья одной цепи. Профильные классы дают фундамент, профпробы — практический опыт, а детский туризм — широкий кругозор.
Работа, выстроенная за пять лет под руководством Вячеслава Гладкова, носит системный характер. Ярким доказательством этого является трёхсторонний договор между школой в селе Ездочное, техникумом и Чернянским сахарным заводом. Это идеальная модель, где образовательные учреждения и работодатель действуют сообща, целенаправленно готовя кадры для конкретного предприятия.
Ставка на молодёжь — это всегда ставка на будущее. И в Белгородской области эта ставка делается не вслепую, а по чёткому и продуманному плану, где у каждого школьника есть свой «билет» в успешное профессиональное будущее, а у региона — уверенность в своих кадрах завтрашнего дня.












