Апостол Павел пишет, что некоторые, проявляя гостеприимство, оказали гостеприимство ангелам и Господу. Известно, что были три человека, которые особенно заботились о тех, которые пребывали у них в гостях. Первый — это был Ной, который сделал ковчег, где находились разные животные, а, как мы знаем, животные питаются в разное время: одни едят только ночью, другие — только утром, третьи — только днём. И Ной, оказывал гостеприимство всем им. Однажды не успел вовремя покормить льва, и лев ударил его лапой по ноге, Ной потом хромал всю жизнь. Но это был знак его усердия в проявлении гостеприимства.
Другой очень гостеприимный человек — это Иов многострадальный. Он сделал свой дом, как огромный шатёр, который имел много входов и выходов. Там свисали полотнища, через одно полотнище можно было войти, через другое выйти. Иов это делал потому, что были люди, которые просили подаяния, а были люди, которые стыдились просить подаяния. И вот, для всех был свой вход, чтобы, войдя через одно полотнище, через другое они выходили. Такую заботу Иов проявлял как верх гостеприимства по отношению к гостям.
И был третий великий праведник — Авраам, который не сидел в своём шатре, чтобы ждать, когда кто-то пойдёт. Он сидел на улице и смотрел внимательно, не пойдёт ли кто-то, а если кого-то видел, бежал прямо к нему навстречу, кланялся до земли и умолял войти в своё жилище.
И вот Авраам сподобился явления Святой Троицы. Вот почему мы украшаем ветвями наши храмы: потому что, когда Святая Троица явилась Аврааму, он жил под Мамврийским дубом, и в тот день он не просто сидел на улице, он сидел во время дневного зноя. А чему хочет нас научить Библия, уточняя в какое время он сидел? Дело в том, что Авраам был обрезанный, и это был третий день после обрезания, а, как известно, во время зноя дневного раны болят наиболее сильно. И, несмотря на то, что у него была боль и дневной зной, он не изменил порядка своего гостеприимства, сидел на улице и смотрел: может быть, кто-то пойдёт.
Есть другое объяснение: он сидел на улице, а Господь усилил зной, чтобы никто не пошёл, чтобы Авраам пошёл бы полежал с болью своего обрезания, но он всё равно сидел на улице и ждал, всматривался вдаль. И когда он увидел, идут трое, это были три ангела Божиих, которые являлись иконой Триединого Бога. Он подумал, что это бедуины — арабы, и он побежал к ним навстречу, написано в Библии. Он подбежал, пал ниц и сказал: «Господа мои, войдите в дом мой, не пройдите мимо». А в пророческом озарении он даже сказал: «Господь мой, не пройди мимо». Он в каждом путнике ожидал Господа.
Как и Господь, Иисус Христос учит нас: «Если ты кого накормил — ты Господа накормил, кого напоил — Господа напоил, посетил, навестил, одел — это ты о Господе позаботился». У Авраама было такое внутреннее вероубеждение, что он должен каждому помогать, кого встретит в пустыне. И он побежал навстречу, упал ниц, и сказал: «Не пройди мимо раба твоего». И Господь, в лице трёх ангелов, которые символизировали собой Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого, вошёл в его жилище под Мамврийским дубом.
И вот эти ветви символизируют собою Мамврийский дуб. Об этом дубе ещё в первом веке историк Иосиф Флавий писал: «По преданию этот дуб стоит от сотворения мира, и когда мир окончится, дуб прекратит нести зелёные ветви». Те, кто ездят сейчас в Хеврон, видят этот дуб, маленькие зелёные веточки пробиваются, он настолько разросшийся, огромный, жизнь уже как бы еле теплится в Мамврийском дубе, а, значит, и на всей нашей планете уже мы приближаемся к некоему рубежу.
И вот Авраам решил угостить пришедших к нему. Сказано: «Побежал Авраам в поле, выбрал телёнка. Побежал Авраам к Сарре и сказал, чтобы она замесила муки». И вот три-четыре раза говорится: побежал, побежал, побежал. И это обрезанный пожилой человек. Но у него было юношеское дерзновение в служении путникам, потому что у него была внутренняя философия и вероубеждение, что, служа любому человеку, он служит самому Господу.
Однажды был случай, когда Авраам тоже сидел и ждал, когда кто-то пройдёт мимо, и шёл бедуин. Авраам говорит: «Зайди ко мне, я тебя накормлю». Бедуин зашёл, Авраам поставил перед ним воду, еду и говорит: «Только у меня такой обычай: благослови моего Бога Единого и кушай». Бедуин разозлился и сказал: «Что это за условия какие-то: ты меня позвал, я пришёл, у меня богов много, у тебя один, какие-то условия ставишь, да не буду я есть за твоим столом». И убежал. Авраам сидит, думает: «Господи, что делать?». А Господь говорит ему сверху: «Авраам, Авраам, я без всяких предварительных условий кормлю птиц небесных, зверей полевых, рыб морских, а ты какие-то условия стал выдвигать. Вот догони этого бедуина, посади на закорки и неси назад. И без всяких предварительных условий покорми его».
Действительно, наш Бог кормит верующих и неверующих, наш Господь пропитает праведных и грешных, людей и животных, птиц небесных и зверей полевых. Заботится и промышляет о всём творении. Поэтому гостеприимный человек наиболее уподобляется Богу. Вот почему Авраам и сподобился Богоявления. Господь сказал Аврааму: «Через год приду к тебе, и у тебя будет ребёнок». Но какой ребёнок? Аврааму 99 лет, Сарре 89. И Сарра услышала эти слова и засмеялась: «Как это у неё будет ребёнок?». Господь спрашивает Авраама: «Почему засмеялась Сарра?». То есть Господь за жену спрашивает с мужа. Сарра испугалась и говорит: «Господи! Я не смеялась». Господь говорит: «Нет, ты смеялась». При этом Господь скрыл некоторые слова, которые произнесла Сарра в своём сердце. А Сарра посмеялась: «Я, такая старая, рожу? Да и господин мой старый». Так вот Господь эту вторую часть слов скрыл: «Да и господин мой старый», научая нас, людей, не быть переносчиками слухов между мужем и женою, между членами одной семьи. Чтобы мы не разжигали конфликты между членами одной семьи, а даже что-то умолчали бы.
Потом два ангела отделяются и уходят. Авраам спрашивает: «А куда же они идут?». Господь говорит: «Они идут уничтожить Содом и Гоморру» (нечестивые города). А там жил племянник Авраама по имени Лот со своими женою и дочерьми. Авраам испугался и говорит: «Господи! А если там пятьдесят праведных, неужели ты уничтожишь эти города, Содом и Гоморру с пятьюдесятью праведными?». Господь говорит: «Нет, если там пятьдесят, я не уничтожу». Авраам спрашивает: «Господи! А если там только сорок праведных, неужели ты уничтожишь Содом и Гоморру, не смотря на то, что только сорок праведных?». Господь говорит: «Нет, если сорок»… — потом далее — «…если тридцать, если двадцать, десять не уничтожу».
Авраам был подлинный праведный, поэтому и о людях он праведно судил. Как в Писании сказано: «Для нечистого всё нечисто, а для чистого всё чисто». И Авраам умолил Бога, и эти ангелы вывели семейство Лота. Они были спасены. Но, если бы в этих городах набралось хотя бы десять праведных, они бы сохранились. Как и в русском народе есть пословица: «Не стоит город без святого, и село без праведного». То есть праведные — это те, кто сохраняют существование мира. Ради них мир ещё не уничтожается. И святые отцы писали: «Когда полк святых оскудеет — тогда конец мира». Мамврийский дуб не даст зелёную веточку, и всё придёт к своему трагическому завершению.
Почему мы говорим, что три ангела — это как икона Святой Троицы? Сказано: «Бога никто никогда не видел и видеть не может. Бог невидим». И если Бог явился Аврааму в лице трёх ангелов — это икона Святой Троицы. Он был посвящён таким образом в тайну Триединого Божества. А эта тайна Божественной любви свидетельствует о том, что Бог Отец любит Бога Сына, а Бог Сын любит Бога Отца. И как Бог Отец имеет жизнь саму в себе, так и Сын имеет жизнь саму в себе. Ипостась и любовь обоих имеет жизнь саму в себе, ипостась Духа Святого. Поэтому тайна Святой Троицы — это тайна Божественной любви, и Христос призывает всех нас уподобиться любви Трёх. Когда Он говорит: «Будьте едины, как Я един с Отцом». А когда Дух Святой в День Пятидесятницы сошёл на апостолов и огненные языки запылали над их головами — это точно было свидетельство, что любовь Божия вошла в их сердца. Апостол Павел так и написал: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым».
Дух Святой, как писали древние Отцы — это любовь Отца и Сына друг к другу. Ипостась Духа Святого — это Божественная личность, которая научает и наставляет нас на всякую правду. Христос сам говорил: «Лучше будет для вас, если Я пойду к Отцу, умолю Отца, и Он пошлёт Духа Святого в сердца ваши, который напомнит вам все слова Святого Евангелия». Поэтому в этот день мы вспоминаем подлинное рождение Церкви православной. Ибо Церковь становится Церковью, когда Дух Святой входит в сердца первых христиан. Что Бог предсказал задолго до этого словами: «Вселюсь в них, буду ходить в них, буду их Богом, а они будут моим народом».
Итак, Авраам через гостеприимство удостоился встречи с Богом. Мы через любовь Божию сподобились в день Святой Пятидесятницы стать Царственным Священством, приняв благодать помазания, приняв Духа Святого внутрь себя. Так таинственным образом события Ветхозаветные и Новозаветные переплелись в одном этом празднике, когда мы прославляем Триединого Бога и умоляем Духа Святого сокровище благих и жизни Подателю, чтобы Он вселился в ны и очистил ны от всякие скверны. И мы все в этот день с сыновней преданностью восклицаем: Пресвятая Троица — спаси нас!