События последних тревожных дней вызывают много размышлений у меня и моих сверстников, почему такое произошло с двумя братскими народами. Почему тяжёлые годы Великой Отечественной войны стали забывать на Украине? Неужели подвиг солдат и офицеров нашей страны был напрасным? Мы, молодое поколение 21 века, помним и чтим наших победителей.
В годы Великой Отечественной войны все мужчины моей семьи, мои прадедушки, воевали: трое из них не вернулись с фронта, погибнув за мирное небо, за наше счастливое детство, юность. Из рассказов моей бабушки я узнала об их жизни в довоенное время и участие в войне. О том, как служили, мало что известно, так как они не вернулись домой, а в письмах с фронта много о войне не напишешь. Но есть воспоминания о муже моей двоюродной прабабушки Надежды Владимировны Александре Никитовиче Волкове. Я хочу о нём и его подвиге рассказать своим друзьям и жителям Чернянского района.
Александр Никитович служил на подводной лодке «С-13». Вернулся с войны и делился своими воспоминаниями с родными и близкими. О нём мне рассказала его жена Надежда Владимировна, которой в этом году исполнилось 96 лет. О его жизни в военные годы в нашем краеведческом музее есть материал, который помог мне больше узнать моего прадеда.
Как и всем ветеранам Великой Отечественной войны, Александру Никитовичу выпала нелёгкая, но интересная судьба. Он родился 10 апреля 1918 года в селе Грязная Потудань (ныне Новоречье) Чернянского района. До 1935 года жил и учился в родном селе. После окончания семи классов уехал к дяде в Мелитополь на Украину. Там поступил на рабфак при институте.
В октябре 1938 года был вызван в военкомат, где получил назначение на службу в Ленинград. Ленинградский учебный отряд, куда направили юношу из Чернянки, готовил кадры для всех флотов. Александр был в числе отличников. В апреле 1939 года направлен для «прохождения службы старшим матросом, рулевым сигнальщиком на подводную лодку «С-7». Здесь он служил до сентября 1942 года.
Затем ему предложили службу на подводной лодке «С-13», на которой не было командира сигнальщиков. О подвиге «С-13» написаны книги, много статей, снят кинофильм. Что же касается Александра Никитовича, то он был талантливым сигнальщиком. Ночью видел, как сова. Во время преследования вражеского корабля командир всегда вызывал Волкова на мостик, чтобы он следил за преследуемой целью. Со своими обязанностями он справлялся отлично.
В ходе Великой Отечественной войны ожесточённые битвы развернулись как на суше, так и на море. Советские моряки показали в этих сражениях свою смелость, упорство и находчивость, в результате чего гитлеровцы несли значительные потери. Наибольшая часть неприятельских судов — более 400 — были потоплены подводными лодками.
Наш легендарный подводник капитан третьего ранга Герой Советского Союза Александр Иванович Маринеско с начала войны участвовал в боевых действиях Балтийского флота. В ночь на 30 января 1945 года акустики его подводной лодки «С-13» засекли шум винтов крупного вражеского судна. Маринеско вызвал на мостик командира отделения рулевых сигнальщиков старшину первой статьи Александра Волкова, моего прадеда, обладавшего острым зрением. Море штормило в 4-5 баллов, ледяные порывы ветра, как плетью, хлестали в лицо, колючий снег забивал глаза.
Огни вражеского судна из-за волнения моря то появлялись над водой, то вновь исчезали в морской пучине. Трудно было сосредоточиться и определить его тип. Но моему прадеду это удалось. Вскоре он доложил командиру, что наблюдает очень большое судно на выходе из Данцигской бухты в сопровождении кораблей охранения. В дальнейшем удалось точно определить, что это был германский лайнер «Вильгельм Густлофф» водоизмещением свыше 25 тысяч тонн.
Накануне из штаба Балтийского флота была получена радиограмма о том, что из бухты предполагается выход кораблей и транспортов противника с эвакуируемыми на них гитлеровскими войсками. Нельзя было упустить лайнер с гитлеровцами, но ситуация для наших подводников складывалась неблагоприятно. У «Вильгельма Густлоффа» мощное охранение, он движется с большой скоростью, а подлодке для атаки необходимо не только догнать его, но ещё и выйти на выгодную позицию. И Маринеско принял рискованное решение: преследовать фашистский лайнер на параллельном курсе в надводном положении и вдоль берега, откуда немцы менее всего ожидали атаку.
Преследование продолжалось около двух часов, и каждую секунду «С-13» могла напороться на скалы. Но вот, наконец, подлодка вышла на удобную позицию для атаки. И в 23.08 последовал залп тремя торпедами, которые «веером» пошли к вражескому кораблю. Все три торпеды попали в цель. Лайнер стал крениться на левый борт и тонуть. Через несколько минут он скрылся под водой.
На борту лайнера находилось около 7 000 гитлеровцев, в том числе 3 700 выпускников школы подводного плавания, подготовленных для новых, только что спущенных на воду субмарин. Десятки высокопоставленных офицеров и генералов, несколько тысяч солдат были отправлены на дно. Германия объявила траур по погибшим, а Гитлер занёс Александра Ивановича Маринеско в свой «чёрный список» личных врагов, подлежащих безусловному уничтожению. Мировая печать окрестила потопление «Вильгельма Густлоффа» «атакой века». В этом же походе 9 февраля «С-13» торпедировала крейсер «Генерал Штойбен» с 3 600-ми офицерами и солдатами Вермахта. (Для сравнения: на знаменитом «Титанике» погибли 1 517 человек).
По рассказам моей прабабушки, прадед очень часто вспоминал военные годы, рассказывал интересные случаи. Вот один из них.
Однажды подводная лодка поднялась со дна Баренцева моря для ремонта. Александр Никитович был вахтенным. На мостике, где он стоял, было очень холодно, мороз был такой, что льдины замерзали на лету. Сильный ветер разносил их в разные стороны. Многие льдинки попадали на лицо и вонзались в кожу. Одна, самая большая, проткнула ему горло, кровь текла по лицу, шее, было очень больно, но Александр Никитович не покинул своего поста. Когда пришла ему смена, он был весь в крови. Командир его спросил: «Почему он не сообщил, что у него такая ситуация?». На что он ответил: «Это была моя вахта, и я не имел право покидать её без команды».
Надежда Владимировна рассказала, что его рана, которую он получил от льдинки, не заживала до самых его последних дней, и когда он брился, всегда текла кровь, напоминая о днях, проведённых на «С-13».
Прадедушка много рассказывал, как подводная лодка обходила мины. В это время все матросы, мичманы, капитаны замирали и, казалось, что даже все переставали дышать. А лодка тихо шла по самому дну моря, обходя их. Одно неверное движение и столкновение с подводной миной могло потопить лодку, а значит, весь экипаж погибнет.
Александр Никитович Волков имел множество наград: ордена Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, два ордена Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медали «За оборону Сталинграда», «За взятие Кёнигсберга», медаль Ушакова.
Я считаю, сейчас, как никогда, мы, молодое поколение, должны помнить подвиги наших дедов, как можно больше рассказывать о них, чтобы все люди мира знали, что наш народ непобедим. Это доказано всей историей существования нашей страны. Нельзя трогать и посягать на русский народ, потому что в годы лихолетья он стоит стеной за своих. Мы своих не бросаем!
Запад вложил в мнтернет-провокации миллиарды долларов, предполагая, что молодёжь России поддастся, будет против политики нашей страны. Но этот замысел потерпел крах. Молодёжь России за нашу Родину, русских воинов выступила со множеством флешмобов, хештегов, чтением стихотворений о подвигах наших героев, начиная с древней Руси и заканчивая нынешними днями. Вся страна от мала до велика поддерживает президента Владимир Владимировича Путина, правительство, Российскую армию. Я уверена, что современная молодёжь будет верна традициям русского народа и никогда не оставит свою Родину и народ в беде. Наше дело правое! Победа будет за нами!
Память о героях земли русской должна жить в сердцах не только пожилых людей, но и молодого поколения нашей необъятной страны.