Local Logo
Новости Чернянского района Белгородской области
97.81
+0.00$
102.13
+0.00
-1 °С, облачно
Белгород

Из донесения штаба 161 стрелковой дивизии: «К полудню 29.01.43 года Чернянка была освобождена»

29 января , 14:41ОбществоФото: архив музея Встреча ветеранов, освобождавших Чернянку, в сахзаводской школе посёлка. 1983 год.

Сотрудник районного краеведческого музея Татьяна Ободенко прислала в редакцию воспоминания земляков и участников боёв за посёлок.

В 2025 году страна отметит 80-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Сегодня в мире не прекращаются попытки пересмотра её итогов, сводится до минимума роль советского народа, Красной армии, вклад СССР в победу над фашистской Германией и её союзниками. Подрастающее поколение должно знать правду о тех временах, событиях, ведь будущее людей, которые не помнят своей истории, обречено на забвение. Редактор электронных баз данных чернянского районного краеведческого музея Татьяна Ободенко поделилась с земляками воспоминаниями жителей и бойцов, освобождавших посёлок зимой 1943 года.

О страшных днях оккупации, длившейся более семи месяцев, свидетельствуют рассказы очевидцев. В своих воспоминаниях Владимир Фартучный писал:

«…Хорошо помню, как летом 1942 года пришли немцы. Они ходили по дворам и забирали у населения масло, молоко, кур, яйца и многое другое. Местному населению после таких «походов» практически ничего не оставалось. Люди голодали…».

Из воспоминаний Марии Герасименко:

«…Был июль 1942 года. Территория нашего района была занята врагами, но народ не мог смириться с «новыми порядками», которые вводили оккупанты. Не могли смириться с судьбой бессловесных рабов и мы, семнадцатилетние девушки. Однажды, не стерпев издевательства, я дала пощечину немецкому офицеру. Тяжёлые испытания понесла я за это «преступление». Мой брат Коля, которому в то время было 13 лет, не мог отнестись равнодушно к тем издевательствам, которым подвергали меня. Он со всей яростью мальчишеского возмущения кинулся на моих палачей.
— Смерть немецким оккупантам! — услышала я сквозь помутившееся сознание звонкий голос брата.
Но что мог сделать беспомощный мальчишка? Его тут же схватили и расстреляли…».

Молодёжь силой отправляли в Германию. Вот один из примеров, как действовали полицаи: арестовав трёх женщин и посадив их в подвал, они вернулись в их дома, забрали детей-подростков Ольгу Кушнерову, Марию Ткачёву, Владимира Шевцова и Марию Щербакову. Посадили на телегу и отвезли на железнодорожную станцию в Чернянку. Там перегрузили в вагон без решения комиссии и без документов и отправили в Германию.

Из воспоминаний Лидии Илющенко:

«…Вся земля была изрыта окопами. Кругом царили разруха и запустение. Люди голодали и как могли добывали себе пропитание. С горящей мельницы, не боясь пламени, тащили муку, а потом горелую ели. С охваченных огнём складов уносили соль. Обвязывались раскалёнными пакетами, чтобы донести домой. Раны от ожогов потом долго не заживали. Единственным спасением для семьи была корова. Каким-то чудом её не забрали оккупанты. Один немец всё приходил к нам во двор и требовал молока. Мать к тому времени уже умерла, а доить корову я не умела. Я сказала ему: «Иди, сам дои!». А он не идёт, боится. Так и ушёл ни с чем… Самых здоровых и выносливых угоняли в Германию. В каждом доме с ужасом ждали, когда во двор войдут немцы и заберут на комиссию в сельский совет. Мы с подругами мазали руки чесноком, который разъедал кожу и оставлял глубокие раны, похожие на язвы. Увидев эти язвы, немцы закричали: «Зараза, рус, иди домой!». Так удалось избежать фашистского плена».
Один из участников освобождения Чернянки, боец 575 СП 161 СД П.А. Мишанов передаёт в дар школе картину «Освобождение Чернянки». 1983 год.
Фото: архив музея

Тем временем страшные месяцы оккупации подходили к концу. Красная армия продвигалась от Воронежа на запад. Начинались Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская освободительные операции. Если Новый Оскол был освобождён 28 января, то Чернянку в этот день воинам 37-й отдельной стрелковой бригады с ходу освободить не удалось. Понеся очень большие потери 28 января на участке от железнодорожного вокзала до Ливенки, воины бригады отошли на исходный рубеж.

К этому времени к Чернянке с востока и северо-востока подходили новые части 161-й стрелковой дивизии генерала Петра Вакуловича Тертышного. 29 января на рассвете со стороны Морквино вступили в бой воины 575-го стрелкового полка под командованием Героя Советского Союза подполковника Михаила Ивановича Сиповича.

Артиллерийско-миномётная и пулемётная стрельба не прекращалась и ночью с 28 на 29 января. Двое суток чернянцы не выходили из погребов. Но самая страшная ночь была именно с 28 на 29, когда стрельба с двух противоборствующих сторон усилилась. То на одной, то на другой улице вспыхивали огнём отдельные хаты и сараи. К тому же в эту ночь мадьяры подожгли ливенскую мельницу. Это было страшное зрелище.

С рассветом 29 января бой за Чернянку разгорелся с новой силой. Теперь наши войска вели уже и миномётный, и орудийный обстрел вражеских позиций. Новую атаку наступающие повели одновременно с двух сторон. Начались уличные бои со стороны Морквино (по нынешним улицам Маринченко и Ломоносова). Медленно продвигались к центру бойцы роты под командованием старшего лейтенанта Леонардаса Будинаса. Со стороны Ливенки к центру прорывались воины 37-й отдельной стрелковой бригады, проводником у которых был наш земляк из хутора Малого Николай Фёдорович Голованёв.

Немцы поняли, что попали в ловушку. Постепенно оттесняемые нашими войсками, с большими потерями, бросая убитых (хотя это было не в их правилах) на улицах, выгонах и огородах Чернянки, они стали уходить к Осколу.

Встреча в Чернянке однополчан 575 стрелкового полка 161 стрелковой дивизии. 1983 год.
Фото: архив музея

Из боевого донесения штаба 161 стрелковой дивизии:

«575 стрелковый полк после упорных боёв в 9.30 часов 29.01.43 г. овладел Морквино, после чего перешёл в решительное наступление на крупный населённый пункт и железнодорожную станцию Чернянка. Противник пытался остановить движение наших подразделений, переходя в неоднократные контратаки. Все контратаки были отбиты, противник отходит в западном направлении под прикрытием танков… В бою взято в плен 300 солдат противника, госпиталь, в котором находятся до 300 солдат, два продовольственных склада, четыре паровоза и до 50 вагонов и платформ. В Морквино захвачена мельница и свыше 400 центнеров муки, которая была заминирована противником. К полудню Чернянка была освобождена».

Из письма участника освобождения Чернянки Ивана Фёдоровича Старого, уроженца Краснодарского края:

«…Просите описать, как выглядела в то время ваша Чернянка? Что я вам могу сказать, ведь в этом районе были сильные бои. В дыму и огне не могли мы рассмотреть её хорошо, так как 29 января 1943 года мы освободили Чернянку и, не задерживаясь, чтобы не дать опомниться немцам, продолжили наступление. 30 января освободили Воскресеновку и Русскую Халань, форсировав с ходу реку Оскол. Там было взято много пленных немцев. И нам, передовым частям, не было времени рассматривать. Она считалась тогда районным центром и железнодорожной станцией. Так вот сейчас я даже не представляю, какая она в настоящее время».

Закончились дни оккупации. Чернянцы, а это были в основном женщины, подростки, старики, воодушевлённые освобождением Красной армией, с особым подъёмом взялись за восстановление разрушенного народного хозяйства, оказание помощи своей армии-освободительнице. Именно на их плечи легла сложнейшая задача обеспечения сражающейся армии всем необходимым для успешного ведения боевых действий. Своим трудом и они «ковали» нашу Великую Победу.

Мы с благодарностью и признательностью вспоминаем имена славных героев-освободителей, преклоняем колени перед павшими воинами и земляками. Наши отцы, деды и прадеды, пройдя через испытания войны и разруху, сумели восстановить посёлок, построив новые предприятия, организации, больницы, школы и детские сады, оставив нам в наследство прекрасную землю и синее небо над головой. И хоть война завершилась давно, в сердце навсегда у нас останется память о ней, о подвигах, о той пролитой крови на русской земле. Мы, родившиеся и живущие на чернянской земле, должны всегда помнить об этом и стараться быть достойными своей истории, передавая уважение и любовь к родному посёлку детям и внукам.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 12:56
Вячеслав Гладков: «Запускаем новые автобусы на маршруты Белгородской агломерации»
Материал
ОбществоВчера, 13:57
Вячеслав Гладков рассказал о старте новой программы «Земский работник культуры»
Материал
Общество31 января , 17:42
В Белгородской области обсудили работу общества «Знание» за полтора года