Local Logo
Новости Чернянского района Белгородской области
91.67
+0.24$
102.04
+0.53
+23 °С, ясно
Белгород

Чернянцы поделились воспоминаниями о полётах в столицу региона пассажирскими самолётами АН-2

30 августа , 08:33ОбществоФото: Государственный архив новейшей истории Белгородской области Белгородский аэропорт, 1978 год.

30 августа 1954 года — дата основания белгородского аэропорта. Ровно 70 лет назад вышел приказ заместителя начальника Главного управления воздушного флота при Совете министров СССР о преобразовании посадочной площадки областного центра в аэропорт четвёртого класса.

Каких-то 30 минут — и вы уже не в областном центре, а в Чернянке. Скажете, фантазируем на тему далёкого будущего? А вот и нет! Вспоминаем прошлое, в котором не было асфальтированных дорог, но зато простым гражданам по весьма демократичным ценам были доступны не менее демократичные самолёты.

Какие истории может хранить подшивка районной газеты 50-летней давности? Да самые непредсказуемые и загадочные. Конечно, в советское время журналисты чаще писали об успехах местных аграриев, битве за урожай, вспашке зяби и внедрении квадратно-гнездового способа посадки кукурузы, но регулярно встречаются заметки и о передовиках сельского хозяйства, тружениках промышленных предприятий, выдающихся земляках.

А вот о том, что в Чернянке функционировал собственный пассажирский аэропорт, мне рассказал пожелтевший листок бумаги, чудом сохранившийся между газетных страниц и датированный 11 апреля 1973 года. На нём быстрым, немного неразборчивым почерком за подписью некоего Сорокина написан текст объявления:

«Чернянский аэропорт доводит до сведения граждан района, что с 15 апреля изменилось расписание движения самолётов. 1-й рейс № 177 — вылет из Белгорода в 7.55, из Чернянки в 8.30. 2-й рейс № 179 — вылет из Белгорода в 10.05, Чернянка — Волотово в 10.35, из Волотово в 10.50. 3-й рейс № 183 — вылет из Белгорода в 13.05, из Чернянки в 13.40. 4-й нерейсовый — из Белгорода в 14.05, из Чернянки на Волотово в 14.35, из Волотово в 14.50».

В верхнем левом углу — кассовый штемпель чернянского аэропорта.

Вот так, каких-то полчаса — и вы уже на малой родине. Кто в наше время может себе позволить такую роскошь? Пожалуй, никто. Впрочем, такой ли уж роскошью были полёты на знаменитых АН-2, прозванных в народе кукурузниками, большинство их пассажиров того времени готовы поспорить.  

«Я летал самолётом в Белгород в мою бытность студентом педагогического института. Самый дешёвый автобусный билет стоил 1 рубль 70 копеек, а на АН-2 — чуть больше трёх рублей, и студенческие льготы на него не распространялись. Билеты покупали в кассе, на рейс всех провожал начальник аэропорта — пожилой мужчина. Помню только его отчество — Петрович. Впечатления от первого полёта были не самые приятные, но зато яркие, запоминающиеся, — смеётся коллега Анатолий Гусаков. — С земли казалось, что самолёт летит ровно, плавно, но эта видимость была весьма обманчивой. На каждой воздушной яме желудок поднимался куда-то вверх, а сердце наоборот, падало в пятки».

Когда же чернянцы начали пользоваться услугами пассажирского воздушного флота, пусть и без особого комфорта? К сожалению, точной информации по этому вопросу мне найти не удалось. В своей статье об истории белгородского аэропорта начальник отдела использования и публикации документов областного архива новейшей истории Татьяна Цыбенко написала так:

«Ровно 70 лет назад, 30 августа 1954 года, вышел приказ заместителя начальника Главного управления воздушного флота при Совете министров СССР. Эту дату и принято считать днём основания белгородского аэропорта. Посадочная площадка областного центра преобразовывалась в аэропорт четвёртого класса, вводилось новое штатное расписание, выделялись средства на строительство аэродромной инфраструктуры. С каждым годом он расширялся, строился, преображался. В 1958 году открылись регулярные пассажирские сообщения на Новый Оскол, Валуйки и Грайворон. В этот год воздушным транспортом воспользовались более 7 тысяч человек — внушительная по тем временам цифра».

Возможно, в это же время самолёты, следовавшие в Новый Оскол, стали делать остановку и в Чернянке. О том, что на их пути было несколько промежуточных пунктов, рассказала уроженка хутора Петровский Рита Мирошникова:

«Самолёты летали несколько раз в день, в разное время — разными маршрутами: через Новый Оскол, Волотово, Чернянку, Шаталовку. По последнему мы всегда сверяли время, когда он пролетал над Петровским — 11.50, пора обедать! Сидения в салонах были жёсткие, располагались вдоль борта. И вы не представляете, какие были воздушные ямы — просто кошмар. Самочувствие пассажиров после полёта оставляло желать лучшего. Но ехать автобусом по бездорожью в несколько раз дольше было ещё хуже, поэтому те, у кого была возможность полететь самолётом, конечно, ею пользовались».

Вспомнила Рита Алексеевна и курьёзный случай, произошедший с ними однажды в белгородском аэропорту. Её племянник Сергей, будучи подростком, упал с дерева и сломал руку. Положили его в детскую травматологию в Белгороде, а на выписку поехали всей семьёй, в том числе с двумя его младшими братьями. Конечно, в областном центре прошлись по магазинам, заглянули и в «Детский мир», купили мальчишкам игрушки — сабли, пистолеты, автоматы.

«И вот со всем этим оружием наперевес они приехали в аэропорт. Пилот оценил по достоинству такое богатство, но сказал как отрезал: «В самолёт я вас пустить не могу, вы ведь вооружены до зубов! Не положено!». Ребята растерялись, конечно, а мы потом ещё долго вспоминали эту историю, смеялись», — рассказала моя собеседница.
Фрагмент газеты «Путь Ильича» от 17 апреля 1969 года
Фото: Анастасия Слепцова

Краевед, историк и исследователь чернянского края Евгения Бодренкова сообщила, что в 1970-х годах чернянский аэропорт располагался неподалёку от мясокомбината. Взлётная полоса была хоть и грунтовая, но всегда ухоженная — траву регулярно выкашивали, снег зимой расчищали.

«Из строений было только одноэтажное кирпичное здание с небольшим залом ожидания для пассажиров. Там же находился и начальник аэропорта, который и продавал билеты на рейсы. Он был невысокого роста, всегда ходил в синей лётной форме. К сожалению, имени его я не помню, знаю только, что он был ветераном Великой Отечественной войны», — описала Евгения Николаевна.

Она рассказала, что в то время из Белгорода в Чернянку летали самолёты АН-2. В них было 12 мест для пассажиров, а экипаж состоял из двух пилотов. В аэропорту долго не задерживались — одни люди выходили, другие занимали их место и практически сразу же отправлялись к месту назначения.

«В самолёте обязательно нужно было пристёгиваться ремнями безопасности, только от укачивания это не спасало. На этот случай в салоне всегда были непрозрачные бумажные пакеты зелёного цвета. Поэтому перед полётом я старалась не завтракать, — вспоминает свои переживания в воздухе Евгения Бодренкова. — Зимой в самолёте было холодно, лётчики сидели в тёплых куртках, унтах. Тряска, гул невозможный… Однако, все неудобства компенсировались быстротой этого вида транспорта, ведь в то время, когда я училась в институте, даже прямых автобусных рейсов на Белгород не было, приходилось добираться через Новый Оскол, и путь занимал несколько часов. А когда занятия были во вторую смену, я вполне могла прилететь в Белгород утренним рейсом и успеть к началу лекций. Конечно, летать было интересно. Смотришь вниз — там домики как игрушечные, люди размером с муравьёв копошатся».

Евгения Николаевна предположила, что прекратились пассажирские авиаперевозки из Чернянки где-то в середине-конце 1980-х. Вероятно, острая необходимость в такого рода транспорте отпала с введением в строй новой асфальтированной дороги и высоководного моста через реку Оскол. Но пилоты по-прежнему бывали в райцентре, только теперь уже в качестве сотрудников сельхозпредприятий, опылявших поля химикатами.

Отметим, что в газете «Путь Ильича» это направление деятельности авиаторов всё же изредка освещалось. Например, в номере от 17 апреля 1969 года есть небольшая заметка об успехах воздушных тружеников, в каждый рейс рассеивавших над полями колхоза «Большевик», отведёнными под сахарную свёклу и яровую пшеницу, по 12 центнеров ценной подкормки — мочевины. Полосу украшает и портретный снимок экипажа в составе командира Станислава Нефёдова и пилота Юрия Ковалёва.

Фрагмент газеты «Путь Ильича» от 1 апреля 1971 года
Фото: Анастасия Слепцова

О крылатых помощниках аграриев районка писала и 1 апреля 1971 года:

«Поистине ударными темпами идёт работа по подкормке озимых с помощью сельскохозяйственной авиации. В колхозе «Восход» она уже полностью завершена, внесено удобрений на площади 1303 гектара. Завершается подкормка озимых удобрениями и в хозяйствах «Парижская коммуна», «Большевик». Нельзя не сказать добрых слов и в адрес пилотов. Иногда даже в сложных погодных условиях они продолжают работать. На счету лётчиков А. Рубана и В. Ивушкина не одна тысяча тонн рассеянных удобрений. В дни работы съезда эти пилоты решили завершить подкормку на всей площади озимых культур».

Моё небольшое расследование, конечно, не открыло всех подробностей работы чернянского аэропорта, не дало ответа на вопрос о точной дате появления воздушного сообщения между районным и областным центрами. И самое обидное — так и не удалось выяснить имя пожилого начальника лётной гавани по фамилии Сорокин. Может быть, кто-то из наших читателей вспомнит Петровича? Напишите в редакцию по адресу: 309560, Белгородская область, посёлок Чернянка, площадь Октябрьская, дом 7, на электронную почту: [email protected] или позвоните по номеру: 8 (47232) 5-58-42. Возможно, ваши воспоминания дополнят эту историю и сделают её ещё интереснее и красочнее.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Анастасия Слепцова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 15:51
Денис Мантуров назвал приоритетом трёхлетней работы Гладкова развитие реального сектора экономики
Материал
ОбществоВчера, 11:46
Предприниматели Белгородской области смогут воспользоваться новой системой обратной связи
Материал
Общество17 сентября , 09:48
Вячеслав Гладков – о старте работ по уборке сахарной свёклы в Белгородской области