В мире не так уж много этносов, история которых уходит корнями в тысячелетия. Представители одного из древнейших народов — езиды. В настоящее время они проживают в Армении, Грузии, Ираке, Иране, России, Сирии и других странах, а их численность по разным оценкам — всего около 2 млн человек. Можно встретить езидов и в Чернянском районе. Об обычаях, верованиях и традициях своего народа нам рассказали Торун и Агит Манташян из Кочегур.
Подавая заявку в Президентский фонд культурных инициатив вместе с нашим давним партнёром районным центром народного творчества, мы даже не подозревали, насколько интересным и многогранным окажется проект «Диалог культур», а в особенности его рубрика «ЭТНОвзгляд». Общение с представителями разных национальностей, вер и традиций всегда увлекательно, тем более, когда речь заходит о необычном народе с древнейшей историей, о котором даже слышали далеко не все наши читатели.
Интернет-энциклопедия «Википедия» говорит, что езиды исповедуют собственную уникальную религию, сочетающую в себе элементы суфийского ислама, несторианского христианства, зороастризма и иудаизма. По одной из версий, они — потомки вавилонян, исторической родиной которых является Месопотамия.
Их называют едва ли не самой закрытой нацией в мире: они не пишут книг и не снимают фильмов о себе и своей вере, поэтому наш разговор с представителями клана чернянских езидов Торуном и Агитом Манташянами (дядей и племянником) — большая удача. Диалог стал возможным благодаря работникам кочегуренского Дома культуры Татьяне Дурневой, Любови Жиленковой и директору Людмиле Тупицыной. Они гордятся дружбой с езидами и, живя рядом, понемногу изучают их обычаи и традиции.
«Езиды — очень древний народ. Они существовали уже тогда, когда ещё не было ни христианства, ни мусульманства, а многие люди поклонялись Солнцу. И мы остались этой религии верны по сей день. На долю нашего народа выпало много испытаний. Очень давно жившие в пределах современного Северного Ирака езиды подверглись гонениям со стороны мусульман, были вынуждены покинуть малую родину и расселиться по другим странам. Так наши предки оказались в Армении», — рассказал Торун Манташян историю своих соплеменников.
Часть езидов по-прежнему живёт в Ираке. Недалеко от города Мосул находится Лалыш — древний религиозный храм с гробницей шейха Ади, куда совершают паломничество езиды со всех концов света. Уникальная архитектура храма с острыми пирамидальными куполами символизирует солнце и яркие лучи, озаряющие мир.
В Кочегуры из армянского села Айкашен отец Торуна Мраз Манташян привёз свою семью в 1986 году. Здесь уже жил его старший брат Асад — дядя Торуна. На родине они занимались разведением овец, поэтому и здесь работу нашли достаточно быстро. В местном колхозе «Красная Звезда» было несколько больших ферм, на которых выращивались по 3-4 тысячи голов баранов, поэтому сведущие в этом деле мужчины пришлись, что называется, ко двору.
Однако через два года им пришлось вернуться в Армению из-за серьёзной болезни деда — Юсупа Тадашевича. Там семью Манташян застала война. В 1991 году Мраз отправился сражаться за независимость Нагорного Карабаха и вернулся домой только через полтора года, побывав в плену. Забрав жену и детей, он снова уехал в Россию, в Чернянский район. Следом за ним перебрались и другие родственники: несколько семей образовали своего рода клан езидов в Кочегурах.
«С 1993 года мы тут живём. Тогда главой администрации была Валентина Николаевна Дурнева. Она нас всех приняла, выделила здание старой школы (сейчас его уже снесли), в котором мы поселились всем составом — всего 18 человек. Прожили так два года до того времени, как смогли купить отдельное жильё на той же улице», — вспоминает мой собеседник.
Торун и его брат Даниел приехали в Кочегуры ещё совсем мальчишками. Когда повзрослевшим парням пришла пора обзаводиться собственными семьями, невест им выбрали родители. Здесь стоит сразу оговориться, что по древнему обычаю езидам запрещено вступать в брак с представителями других этносов. Это считается одним из самых страшных грехов. При этом принять езидскую веру нельзя, езидом можно только родиться. На вопрос, как же он нашёл жену в маленьком русском селе, Торун со смехом отвечает:
«Выписал» из Армении. Как познакомились? Ну как… Это был 2007 год, Интернета ещё у нас не было, только DVD. Мне её фотографию на диске показали и всё. Отец отправил деньги, там родственники купили кольцо и пошли свататься от моего имени. Через три месяца Фрида с бабушкой приехала сюда. Так и живём. У нас уже три дочки: Бэлла, Соня и Кристина».
О свадьбе Торуну рассказывать нечего, свадьба как свадьба, говорит. Даже на машине не покатались, потому что клуб в 200 метрах от дома, пешком дошли. А тут музыка, танцы, застолье — всё, как у местных.
«Ты лучше расскажи, как на крышу лазил», — подключается к разговору Любовь Жиленкова. — «Я же была на твоей свадьбе, всё видела».
Так выясняется, что рассказывать всё же есть о чём. По езидской традиции друг или родственник жениха должен влезть на крышу дома, держа в руках ветку, ярко украшенную разноцветными ленточками, сладостями и обязательно — несколькими яблоками. За ним следует и сам жених. В это время невеста стоит внизу и держит в руках уже выкупленную заранее подушку, на которой они должны будут в будущем вместе состариться.
«И вот ты с крыши бросаешь яблоком в невесту, а она должна этой подушкой поймать. А рядом стоит с подносом свекровь и отбивает яблоко, чтобы оно ненароком по голове будущей жене не попало», — смеётся Торун (конечно, целился он исключительно в подушку). — «А потом гостям сбрасываются все сладости с наряженной ветки».
После этого начинается застолье, во время которого мужчины и женщины обязательно садятся отдельно, за разные столы. Обязательное блюдо — хашлама (мясо, варёное на костре с овощами и зеленью). Особое восхищение у местных жителей вызывает национальный танец езидов — гованд. Все гости торжества выстраиваются в цепочку, держат друг друга за мизинцы и двигаются в такт музыке вокруг столов в своеобразном хороводе.
А вот племянник Торуна Агит о женитьбе пока не задумывался, хотя парню недавно исполнилось 18 лет. Говорит, сначала нужно отслужить в армии. Но в том, что будущая жена будет непременно езидкой, он уверен твёрдо — иначе нельзя. В выборе подходящей кандидатуры он полностью доверяет родителям, но всё же возможность отказаться, если невеста не понравится, у него будет.
Он знает, что знакомиться с предполагаемой супругой они пойдут всей семьёй. Во время разговора его отец попросит девушку принести ему стакан воды, и пить её будет очень медленно, чтобы сын успел рассмотреть своё счастье, пока она ожидает с подносом в руках. В случае отказа Агит просто покачает головой, и больше в этот дом они не придут, а если невеста придётся по душе — подмигнёт отцу особым образом. И тогда настанет черёд её родителей узнавать подробности о будущем зяте — из какой он семьи, насколько трудолюбив и порядочен.
Особыми традициями у езидов сопровождаются и рождение детей, и похороны, и другие значимые события. В чём-то они похожи на христианские, в чём-то — на мусульманские, но при этом сохраняют свои особенности. Богослужения и обряды совершают священнослужители — шэхи и пиры. Утренняя молитва совершается на заре, стоя лицом к восходу, с босыми ногами, вечерняя — до заката солнца, но только уже лицом к закату. При упоминании Бога и имён святых езиды прикасаются рукой к подбородку.
Обо всех тонкостях наши собеседники рассказывать не стали — слишком уж сложно всё объяснить непосвящённому человеку. Да и формат газетной статьи не позволит нам сделать подробный анализ обычаев и веры езидов. Немного остановимся только на некоторых календарных традициях.
По словам Торуна, с 15 по 17 января езиды отмечают священный праздник Айд, главное блюдо которого — солёные лепёшки. Их пекут молодые незамужние девушки и угощают парней. Юноша должен съесть только половину, а другую — положить на ночь под подушку и ждать, которая из девушек придёт к нему во сне со стаканом воды и даст напиться. Впрочем, погадать таким образом на суженого могут и будущие невесты.
В марте традиционно отмечается ещё один большой праздник — Клоч. Это праздник наступления весны, новой жизни, нового года. Специально для него пекут большой пирог — готэ, в который кладут монету. Делят его на много частей: доли выделяют для дома, святыни, ангелов, каждого члена семьи. Кому достанется монета — жди удачи и везения весь год.
«А мне больше всего запомнилась традиция езидов угощать сладостями людей, у которых случилось какое-то горе. Чтобы таким образом хоть немного облегчить их переживания. Даже на похороны они покупают не венки и цветы, а конфеты», — рассказала Татьяна Дурнева.
Небольшой ликбез по национальному языку нам провёл Агит. Если вы встретите на своём пути езида, обязательно скажите для начала: свата хэр (доброе утро), рожата хэр (добрый день) или эворота хэр (добрый вечер). А уж после можно одним коротким словом поинтересоваться, как дела (чани?).
«Мы уже давно здесь живём, с соседями дружим, всегда стараемся помогать друг другу. Ни об одном народе никогда плохого не скажем — у нас село многонациональное. Конечно, мы следуем своим обычаям и традициям, но отдаём должное и русским. А местные жители с уважением относятся к нашим», — говорит Торун.
И эти его слова, пожалуй, отражают не только настроения в отдельно взятом селе, но и политику всего нашего государства. В ходе недавней встречи с военными лётчиками в Тверской области президент Владимир Путин напомнил о том, что Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна, на территории которой проживают 190 этносов.
«Это нельзя забывать, и нужно бережно относиться к межнациональному и межконфессиональному миру. К нашим братьям, представителям других конфессий: к мусульманам, иудеям, ко всем», — подчеркнул президент.