20 век стал для православной церкви периодом чудовищных испытаний, несчастий и бед, которые обрушились на верующих и духовенство. Преследовались не только православная или другие христианские церкви, но вообще любые проявления веры. Жертвами этой политики становились и люди, и неодушевлённые носители религиозной материальной культуры — храмы, воспринимавшиеся не как памятники архитектуры, но как символы старого мира, физического и психологического угнетения. Многие просто закрывались и приспосабливались под новые функции, порой самые экзотические, но всё же таким образом выдающиеся архитектурные шедевры прошлого сохранились для потомков, пусть и в изуродованном виде.
Количество уничтоженных храмов довольно несложно подсчитать. На 1914 год в России насчитывалось 54174 храма, 25593 часовни, 1025 монастырей — всего 80792 культовых сооружения. В 1987 году осталось всего 6893 храма и 15 монастырей. Таким образом, уничтожено 73884 объекта. В Чернянке до 1917 года действовали два храма: Успенский, находившийся в центре слободы и разрушенный в 1933 году, и Никольский, действовавший на окраине и уничтоженный в 1937 году.
Настоящим памятником архитектуры и церковного зодчества 19 века практически все путеводители по главным историческим местам Черноземья называют церковь в селе Окуни. Известно, что до середины 19 века здесь стояла деревянная церковь во имя Великомученика Димитрия Солунского. По прошению местной общины на месте обветшавшего в 1863 году был построен новый каменный храм, который освятили во имя Живоначальной Троицы. В 2023 году исполнилось 160 лет со времени его возведения. Примечательно, что за всё время советской власти Троицкий храм ни разу не закрывался, более того, здесь регулярно проходили богослужения.
В архитектурном плане это сооружение — так называемый «восьмерик на четверике». Это традиционный тип композиции православной церкви, имеющий собственные уникальные и узнаваемые особенности в конструкции: основной объём храма представлен в виде квадрата (четверик), который сверху венчает высокий восьмиугольный ярус (восьмерик), в свою очередь завершённый шатром или куполом. Кубический храм, соединённый с колокольней прямоугольным строением, внешне напоминает корабль. Это архитектурная метафора: церковь — это корабль, на котором можно спастись, отправившись в долгое плавание по житейскому морю, полному опасностей и соблазнов. Трёхъярусную колокольню и храм украшают купола в нововизантийском стиле, которые увенчаны небольшими луковицами с крестами.
В 2022 году нынешний настоятель храма иерей Сергий Бондарь получил из государственного архива Белгородской области справку за №248, из которой стало известно следующее: в «Справочной книге о церквях, приходах и причтах Курской епархии за 1908 год» значится каменная однопрестольная Троицкая церковь села Гнилое Новооскольского уезда, четвёртого благочинного округа. Год постройки — 1863. В её приходе деревня Окуни, слобода Раевка и хутор Яблонов — всего 1146 душ. Раскольников и сектантов в приходе нет, действует церковно-приходская школа.
Архивная справка свидетельствует, что около 40 лет в храме служил священник Матфей Евфимьевич Лисицын. В разные годы ему помогали диакон Алексей Булгаков, псаломщики Моисей Зиборовский и Григорий Карачевцев. С 1910 по 1914 годы служил священник отец Александр Федоровский с псаломщиками Григорием Карачевцевым и Космой Страховым. К сожалению, не сохранилось сведений о служащих священниках в период с 1914 по 1942 и с 1961 по 1974 годы. С 1942 по 1961-й в разное время прихожан окормляли священники Семён Иванович Апошанский, Григорий Михайлович Ломакин, Георгий Васильевич Евлаников.
С 1974 года настоятелем храма был отец Иоанн Гопалов. Он родился 17 апреля 1937 года в Малом Хуторе Чернянского района Курской области. Его отец Василий Тихонович был кузнецом, в годы войны пропал без вести в боях под Харьковом. Мать — Александра Корнеевна (в девичестве Донская) была очень благочестивой верующей женщиной. Когда Ваня был школьником, она серьёзно заболела и провела несколько лет в больнице города Курска, а мальчик рос в семье сестры матери, Ирины Корнеевны. После службы в армии в 1965 году Иван поступил в Московскую духовную семинарию, а затем — в Московскую духовную академию.
После получения степени кандидата богословия в 1973 году Иван Васильевич направился на родину в распоряжение Преосвященного Николая, епископа Курского и Белгородского, который назначил его псаломщиком Успенского молитвенного дома Чернянки. На этой должности он оставался недолго благодаря отцу Серафиму Тяпочкину. Узнав, что молодой человек, приехавший к нему в Ракитное, окончил Московскую духовную академию, батюшка Серафим, несколько раз ударив кулаком по столу, произнёс: «Немедленно принять священство».
В то же время там находился епископ Курский и Белгородский Хризостом, который на следующий день рукоположил Ивана Васильевича в сан дьякона. Таинство совершилось в храме Николая Чудотворца села Ракитное. А через неделю, 23 декабря 1974 года, в Николо-Иоасафовском соборе Белгорода владыка рукоположил дьякона Иоанна во пресвитера и назначил его на должность настоятеля Троицкой церкви села Гнилое (в настоящее время это село Окуни), где он и прослужил бессменно 46 лет.
Служилось отцу Иоанну нелегко. В старинном храме постоянно приходилось что-то обновлять, перестраивать, реставрировать. Но самое главное, считал отец Иоанн, чтобы при всех реставрациях и обновлениях была сохранена уникальность храма и та первозданная чистота природы, которая его окружает. Отец Иоанн любил своё место служения и утверждал, что красота храма уникальна в своей скромности и нежности. Это пространство абсолютной любви, где реально ощущается присутствие Божие.