Local Logo
Новости Чернянского района Белгородской области
91.78
+0.00$
98.03
+0.00
+21 °С, ясно
Белгород

Активисты ТОС «Новомасловская слобода» рассказали о своей работе и об истории села

13 октября 2023, 16:22ОбществоФото: Анастасия Слепцова Людмила Серкина, Наталья Бакарас, Наталья Кварацеюс, Наталья Переверзева, Елена Козлова, Надежда Коробка

Решение о создании территориального общественного самоуправления жители приняли на общем собрании в октябре 2016 года.

Слобода Новая Масловка появилась на карте Новооскольского уезда Курской губернии в середине 19 века. Сначала в долине небольшого ручья крестьяне из села Масловки (сегодня это территория Ездочного) основали хутор Грезной, позже — хутор Масловский, а затем и слободку, которую стали именовать Новой Масловкой. Жители занимались санным, колёсным и тележным промыслами, выделкой кож, но всё же основным занятием было производство растительного масла — его делали практически в каждом дворе. Собственно говоря, выбор места для поселения и был обусловлен тем, что в этих местах располагались поля подсолнечника.

По данным известного белгородского краеведа Бориса Осыкова, в 1890 году в слободе Новая Масловка Чернянской волости Новооскольского уезда было 1011 жителей (525 мужчин и 486 женщин), действовала трёхлетняя начальная школа на 130 учащихся. Письму и счёту ребятишек (в основном это были мальчики) обучала первая учительница К. И. Свиридова, Закон Божий преподавал священник, а пение и скрипку — церковный регент.

Самой главной достопримечательностью села была церковь Трёх святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, построенная в 1865 году на средства прихожан. Старожилы села уже не помнят её действующей, ведь храм закрыли после Октябрьской революции, как и многие тогда по всей стране. Точную дату закрытия установить не удалось, но ещё в феврале 1919 года она функционировала. Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в государственном архиве Курской области: прошение местного жителя Тимофея Бакарасова о назначении его псаломщиком в указанной церкви, подписанное временно исполняющим обязанности священника удостоверение, подтверждающее, что он «читает и поёт отлично и вполне достоин допущения к экзамену на псаломщика», справка о том, что экзамен он выдержал, а также приговор граждан сельского общества о поддержке кандидатуры Тимофея Андреевича на эту должность. 

Последний документ весьма примечателен ещё и тем, что в нём перечислены фамилии всех жителей села, его подписавших. Среди них — председатель сельского совета народных комиссаров Николай Лунякин, а также Бакарасовы (современное написание этой фамилии — Бакарас), Бесарабовы, Бражниковы, Воронины, Золочевские, Кравченко, Кривомазовы, Ложечниковы, Марадудины (Марадуда), Махиборода, Скороходовы, Таможниковы, Ткаченко, Фурсенко, Шаульские, Штифановы и другие. Представители этих фамилий и сегодня живут на территории Новой Масловки.

А вот церковь Трёх святителей в наши дни стоит в запустении. Когда-то двухэтажная, с большим золотым куполом и колокольней, сейчас она доступна всем ветрам и непогодам. Со стен на редких посетителей с немым укором смотрят обветшавшие лики святых, а в бывшем алтаре хорошо сохранилась роспись — образ Бога Отца. Стоит отметить, что это изображение — большая редкость, ведь традиционно Бога Отца не изображают на иконах, чему есть вполне убедительное обоснование — мы не знаем, как он выглядит. О том, можно ли изображать Бога Отца, было много споров среди иконописцев и богословов, но единственной канонической иконой с Его изображением остаётся икона Пресвятой Троицы Андрея Рублёва. Интересно, знал ли автор росписей Трёхсвятительского храма, что Стоглавый собор в 1551 году запретил изображения Бога Отца, а Московский собор в 1666 году подтвердил этот запрет? 

Старожилы рассказывают, что разбирали храм постепенно. Сначала из брёвен второго этажа и колокольни построили школу, амбары, клуб, медпункт и почту, а в оставшемся основном здании расположился исполком. После войны здесь устроили склад для хранения удобрений, который функционировал вплоть до середины 1990-х. Позже в селе появилась новая школа, а старую снова разобрали, и теперь уже храмовые доски пошли на нужды местных жителей: большую часть использовали при строительстве домов для учителей, а кто-то и в личном хозяйстве, например, для ремонта пола в коровнике.

Местные жители говорят, когда склад из церкви убрали и закрыли здание, она ещё была в хорошем состоянии, были целы настенные росписи, окна, пол, потолки. Но за прошедшие 30 лет многое растащили непорядочные, нечистые на руку люди. Сейчас большая часть пола разобрана, под ним виден фундамент из красного кирпича и остатки зерна вперемешку с мусором, краска на стенах облупилась, окна забиты досками, на которых ещё видны фрагменты икон. Тем не менее опорные столбы, хоть и слегка поточены жучком, выглядят основательно и вполне могут простоять ещё не один десяток лет.

Новомасловцы много раз задавали властям вопросы по поводу восстановления святыни, однако положительного ответа пока не дождались — слишком долго помещение подвергалось химическим испарениям, а реставрация деревянного храма обойдётся в немалую сумму. Пока же средств нет даже для историко-культурной экспертизы и оценки состояния настенных росписей. Да и сама процедура внесения храма в госреестр объектов культурного наследия весьма долгая и сложная. Единственное, чего удалось достичь — это приказ управления культуры Белгородской области от 2008 года о его включении в перечень выявленных объектов культурного наследия как объекта религиозного назначения и запрете сноса строения.

В 1929 году новомасловские крестьяне почти в полном составе вступили в колхозы. Их на территории сельсовета было девять: «Червонный Шлях», «Наша Нива», «Новый Мир», «Сеятель», «Свобода», «Победа», «Красный Октябрь», «Долгая Яруга» и «Колхоз имени Сталина». Мирную жизнь тружеников прервала Великая Отечественная война. На фронт ушли более 90 сельчан, домой не вернулись 34. Девять новомасловцев побывали в германском рабстве, а после освобождения села в 1943-м жители приняли активное участие в строительстве железной дороги Старый Оскол — Ржава.

Фото: Анастасия Слепцова

14 сентября 1925 года в селе Новая Масловка родилась Нина Савельевна Шаульская —передовик сельского хозяйства, овцевод, Герой Социалистического Труда. Она работала чабаном в колхозе «Пролетарский Октябрь», где проявила себя высококлассным специалистом и добилась того, что в её отаре не было падежа ягнят. В 2010 году, в канун 85-летнего юбилея, в родном селе Нины Савельевны была открыта мемориальная доска в её честь, которую и сегодня можно увидеть на здании Дома культуры.

Фото: Анастасия Слепцова

В 1950-х Новая Масловка вошла в состав Ездоченского сельского совета. Здесь были построены новые школа, детский сад, магазин, медпункт, почта и Дом культуры. В 2007-м рядом открылся производственный корпус ЗАО «Приосколье», что дало возможность трудоустроиться многим сельчанам. Постепенно появлялись и другие блага цивилизации, включая официальные почтовые адреса.

Да-да, письма в Новую Масловку раньше писали почти как чеховский Ванька Жуков — на деревню дедушке. Указывали только село и имя получателя, а иногда вместо него дворовую кличку — так почтальон быстрее узнавал, кому нести послание. Всего несколько лет назад появились четыре улицы: Крайняя, Парковая, Садовая и Солнечная.

«Из Ездочного приехали специалисты администрации поселения с уже готовыми списками и названиями улиц. А до этого все улицы называли неофициально: Звериная, Дурная, Шанхай, Собачий Хуторок. Эти названия и до сих пор чаще упоминаются в общении между местными», — рассказала Елена Козлова.
Фото: Анастасия Слепцова

Сегодня на территории проживают 210 человек. Самому младшему новомасловцу Ярославу Вальтеру едва исполнилось два года, а среди долгожителей — Зоя Васильевна Тарасова 1936-го, Екатерина Петровна Шаульская 1937-го и Нина Григорьевна Фурсенко 1938 годов рождения. О Екатерине Петровне Шаульской все сельчане говорят с особым теплом, ведь она была учительницей начальных классов и в своё время учила читать и писать буквально каждого.

«Она учила всех нас. Если бы такими были все учителя, то все были бы отличниками», — смеётся Наталья Бакарас.

В октябре 2016 года жители на общем собрании приняли решение о создании в своём селе ТОСа «Новомасловская слобода» и стали в районе первопроходцами, а к тому же одними из немногих, кто зарегистрировал свой ТОС в качестве юридического лица. Активистов не так много, но их инициативы неизменно находят поддержку властей.

Силами тосовцев ещё шесть лет назад была очищена и благоустроена территория, прилегающая к пруду. В этом году в рамках губернаторского проекта «Наши реки» водоём был очищен от ила. Благодаря активистам на берегу появилась и детская площадка.

Один из самых значимых проектов «Новомасловской слободы» — возрождение забытого родника. Идею его реконструкции жители села вынашивали давно, более 15 лет. Раньше в низине были колодцы, из них брали воду не только новомасловцы, но и люди из окрестных деревень — такая она была вкусная. А потом в селе сделали водопровод, а колодезные родники стали центром пруда. Благодаря усилиям тосовцев территория родника была расчищена, установлены купели, колодцы, малые архитектурные формы, высажены деревья и цветы. А крест, говорят сельчане, сделали из церковных досок. 24 ноября 2018 года родник освятили в честь трёх святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В 2021 году ещё один проект ТОСа «Новомасловская слобода» получил поддержку Фонда президентских грантов, и в селе появилась своя спортивная площадка с тренажёрами и игровыми комплексами. И на этом тосовцы останавливаться не собираются — в планах обустройство ещё одной детской площадки, поближе к центру, чтобы ребятня всегда была на виду.

Фото: Анастасия Слепцова

А детворы здесь всегда было много. Главная надежда на будущее — многодетные мамы и папы. В семьях Сазоновых и Серкиных воспитываются по пятеро детей, у Вальтер — семеро, у Скоркиных и Ломакиных — по трое. Конечно, активисты сетуют, что сегодня жизнь в селе не так бурлит, как раньше. Молодёжь либо уезжает, либо много работает, а старикам уже не хватает энергии ни на общественную деятельность, ни на развлечения. Тем не менее, праздники в Новой Масловке любят и проводят регулярно. Летом — День соседей, зимой — Крещение и Масленица, да и престольный праздник, День трёх святителей, выпадает на 12 февраля. Особенная дата для сельчан — 9 мая, когда все жители выходят на шествие Бессмертного полка и отдают дань памяти воинам, защитившим свою землю в годы Великой Отечественной войны.

Есть в селе и своя гордость. Четверых ребят год назад мобилизовали, и они ушли воевать на СВО. Подрастающему поколению есть на кого равняться и с кого брать пример истинного патриотизма и служения Родине. Сегодня помощь фронту — это дело каждого новомасловца. В сборе гуманитарки для бойцов стремится принять участие каждый, будь то фрукты и овощи со своего огорода или закупка предметов первой необходимости и медикаментов.

«На этой неделе мы снова планируем отправить в райцентр автобус, потому что сказали — нужны овощи. У нас все жители молодцы! Все безоговорочно помогают, передают всё, что требуется ребятам. Ни разу никто не сказал: «Я не буду», — рассказала председатель ТОСа Наталья Переверзева.

Вот так и живёт село в русской глубинке. Со своими радостями, заботами и печалями, со своей богатой, интересной историей и глубокими корнями, на которых и держится вся наша необъятная страна.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Анастасия Слепцова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество26 апреля , 12:33
Валовой доход субъектов МСП Белгородской области за 2023 год составил более 320 млрд рублей
Материал
Общество25 апреля , 10:17
Вячеслав Гладков рассказал о старте сева сои
Материал
Общество24 апреля , 09:53
Вячеслав Гладков — о втором месте нашей сборной на всероссийских соревнованиях по многоборью ГТО