Новая дата появилась в официальном памятном календаре Белгородчины в этом году — День ветеранов боевых действий. 1 июля мы будем чествовать всех земляков, ставших участниками вооружённых конфликтов на территории России и за её пределами.
Очередной виток истории — и защитники белгородской земли снова на передовой, снова закрывают собой свои семьи и всю страну. Так же, как их деды и прадеды, в трудную минуту они встали в строй без долгих раздумий и сомнений. В начале Великой Отечественной многие сразу ушли на фронт, а те, кто не подлежал первоочередному призыву, примкнули к истребительным батальонам. В их задачу входила борьба с диверсантами, шпионами, бандитами, мародёрами, поддержание общественного порядка в тылу. Сегодня такие отряды получили название «тероборона».
У подавляющего большинства бойцов есть опыт военной службы, работы в органах внутренних дел и спецподразделениях, многие прошли не одну «горячую точку». Вдоль границы из них сформированы семь батальонов. Ребята тренируются с ноября прошлого года. По словам главы региона Вячеслава Гладкова, это уже вполне боеспособные единицы, одеты в форму, предоставлено снаряжение. В отчёте о деятельности правительства за 2022 год губернатор отметил:
«Сегодня в рядах территориальной самообороны 3000 человек. Надеюсь, это не понадобится, но враг должен знать, что народ поднялся и готов защищать свои дома».
Есть среди бойцов теробороны и наши земляки. Уроженец Чернянского района Михаил (имя по его просьбе изменено) много лет назад с семьёй перебрался поближе к областному центру. Родители мечтали, что после армии он станет строителем, но парень выбрал для себя совсем иную стезю и поступил в юридический институт МВД. Работал патрульным, оперуполномоченным, более 15 лет — сельским участковым. В 2001 году получил опыт участия в боевых действиях в Чеченской Республике.
«Я на тот момент только женился, супруга объявила, что скоро станем родителями, и тут меня отправляют в командировку. Слёз было море. Но отказаться я не мог — это мой служебный долг. Конечно, активных боевых действий в это время уже не велось, но официально об их прекращении заявили только спустя девять лет. За эти полгода всякое пришлось пережить, но, слава Богу, в моём подразделении ни раненых, ни погибших не было. Труднее всего всё же было жене, наверное», — смеётся Михаил.
К рождению дочки он вернуться успел, а через несколько лет у них появилась и вторая. Сейчас они уже совсем взрослые, старшая учится на последнем курсе университета, младшая — в восьмом классе школы. Папа для них — авторитет, каменная стена, хоть и подшучивают иногда, что он уже пенсионер. По выслуге лет на заслуженный отдых Михаил вышел в 40 с небольшим в звании майора полиции. Сейчас работает сам на себя, занимается садом, завёл пчёл и большую собаку, о которой всегда мечтал, но не мог себе позволить из-за напряжённого служебного графика.
Когда позвонили и предложили вступить в тероборону, согласился сразу:
«Я фактически уже был готов к этому. Когда живёшь в такой обстановке — каждый день то прилёт, то обстрел, понимаешь, что так быть не должно. По состоянию здоровья меня бы вряд ли мобилизовали, а оставаться в стороне и сидеть, сложа руки, когда ребята там за нас отдают жизни, мне совесть не позволяет».
Тренировочным процессом и боевым слаживанием команды Михаил доволен. Все ребята ответственные, серьёзные, с большим опытом в армии или полиции, спецназе. Да и обучение, как он говорит, поставлено на высшем уровне:
«В современных условиях методы ведения боевых действий уже совсем не те, что были 20 лет назад в Чечне. Кроме тактической медицины, эвакуации гражданских, стрельбы из автомата, пулемёта и гранатомёта, нас учат управлять БПЛА, пользоваться ночной оптикой. Всем необходимым, начиная от формы, касок и бронежилетов и заканчивая рациями, биноклями, и аптечками нас обеспечили. Кроме огнестрельного оружия. Но пока не создана законодательная и материальная база для его хранения и применения, его выдавать нельзя. Это я как сотрудник полиции со стажем почти четверть века говорю. Чтобы нас вооружить, нужны законные основания, а их пока что нет».
Несмотря на все бюрократические препоны, Михаил, как и все ребята из его батальона, готов в любой момент следовать приказу.
«Когда в Грайворон зашла ДРГ, все отреагировали мгновенно, ждали, что нас вызовут. Семье сказал, что уеду в другой город на пару дней. Но, конечно, никто мне не поверил. Да и бронежилет с каской спрятать не получилось, когда вернулись в тот же день —обошлось без нашего участия, — рассказал боец».
Но и в относительно спокойной обстановке, если можно так сказать о нынешней ситуации в приграничном регионе, тероборона без дела не сидит. Михаил вместе с сослуживцами участвовал в эвакуации шебекинцев, регулярно выходит на патрулирование территории, охрану мостов, подстанций, вокзалов.
«Защищать свою родину — это дело чести. Будет хорошо, если всё, чему нас научили, не пригодится, но если всё же понадобится — мы готовы!».
И, глядя на его спокойно-уверенную улыбку с лёгким прищуром, вдруг понимаешь — если нас защищают такие мужчины, победа обязательно будет за нами!