Local Logo
Новости Чернянского района Белгородской области
90.99
+0.06$
98.78
-0.12
+14 °С, ясно
Белгород

Специалисты-психологи из Чернянки дали советы родителям будущих первоклассников

23 июня 2023, 08:26ОбществоФото: ru.freepik.com

Они помогут понять, готов ли ваш ребёнок к школе?

Дорогие родители, не за горами новый учебный год, и, конечно, самым волнительным он станет для родителей будущих первоклассников! В центре нашего повествования будут не школа, учебные программы и требования министерства образования и даже не родительские амбиции, а именно сам ребёнок, его потребности, желания, чувство собственного достоинства.

Как проверить, готов ли ваш ребёнок к школе?

Вспомним одну аксиому: все дети разные, и слушать советы друзей и родственников по поводу «отдавать в шесть или семь лет» — не самый верный вариант. Министерство образования рекомендует принимать в первый класс детей с шести лет и шести месяцев. Более внятный и убедительный ответ вам могут дать врачи и психологи: ребёнка не стоит отдавать в школу, пока он не достигнет школьной зрелости — физической способности выдерживать школьные нагрузки.

Врач-эндокринолог Елена Первушина в своей книге «Как выжить в начальной школе» пишет: «В возрасте пяти-шести лет ребёнок интенсивно растёт — врачи называют этот период «полуростовым скачком». Отдать ребёнка в школу до того, как он прошёл полуростовой скачок, значит: во-первых, заставить его выполнять двойную работу и испытывать двойную нагрузку; во-вторых, приговорить его к сидячему образу жизни в тот момент, когда позвоночник наиболее уязвим и склонен к деформациям. Ребёнок будет быстро утомляться, и это скажется на его здоровье и успехах в обучении».

Есть простой ориентировочный тест, который позволит вам приблизительно понять, завершил ли ваш ребёнок «полуростовой скачок» — нужно попросить его достать правой рукой левое ухо, проведя руку над головой. С помощью этого теста вы можете узнать: соответствуют ли пропорции тела вашего ребёнка его возрасту. Если рука потенциального первоклассника не слишком длинна, чтобы он мог дотянуться до уха, то и мышцы его руки, скорее всего, не смогут выдержать нагрузку на уроках письма в школе. Также стоит обратить внимание — хорошая ли у ребёнка координация движений, может ли он в полной мере управлять своим телом, верно ли определяет правую и левую стороны, способен ли правильно понять на слух и выполнить довольно сложную инструкцию (необходимое условие для успешного обучения в школе).

От физической зрелости перейдём к физиологической — к вопросу о том, способна ли нервная система ребёнка выдержать учебные нагрузки. Ребёнок должен понимать, запоминать и выполнять устные инструкции, отличать верх от низа, не путать цвета и иметь простейшие представления о количестве предметов (один, два, много, поровну, больше, меньше).

Особо хочется поговорить о внимании и памяти. Физиологическая норма концентрации внимания для шести-семилетнего ребёнка — 25 минут. Но что делать, если малыш теряет интерес к занятиям гораздо раньше? Если преподаватели или воспитатели в детском саду жалуются, что он «ни минуты не сидит на месте» и «не слышит, когда к нему обращаются»? Ситуация вполне поправимая. Нужно обратиться к неврологу и психологу, они хорошо знают, как помочь таким ребятам. Так же следует поступить, если ребёнок кажется окружающим слишком «медлительным» и «тугодумом». Специальные занятия с такими детьми обычно дают положительный результат уже через три-четыре месяца. Разумеется, эти занятия лучше проводить до школы, а не тогда, когда за ребёнком уже закрепилась репутация неуспевающего, ленивого и невнимательного ученика.

Проверьте память дошкольника — попросите его запомнить 10 несвязанных друг с другом слов и через 5-10 минут пусть их повторит. Он должен вспомнить не менее шести. Состояние долговременной памяти ребёнка можно проверить по тому, насколько легко он учит стихи, как точно запоминает события, происходившие несколько месяцев назад, а также содержание любимых книг, фильмов. Память можно и нужно тренировать, для этого есть большое количество игр, упражнений. Они в свободном доступе находятся в Интернете.

Очень важно, чтобы ребёнок пошёл в школу здоровым

Если вы подмечаете у дочери или сына следующие симптомы и особенности поведения, мы рекомендуем обязательно проконсультироваться с неврологом и психологом: совершает неконтролируемые, «бессмысленные» движения (моргает, покашливает, трёт нос, грызёт ногти, крутит и мнёт что-то в пальцах, мотает головой, подскакивает на месте). В возрасте пяти-шести лет может концентрировать внимание не больше чем на одну-две минуты. Постоянно получает травмы из-за повышенной подвижности и неумения вовремя остановиться, есть стойкие нарушения сна, головные боли, энурез, речь ребёнка быстрая и неразборчивая.

Следует обратить внимание, есть ли задержка развития речи при нормальном интеллекте, ребёнок замкнут, отчуждён, даже при нормальной речи чаще молчалив, отвечает «через силу», не может приспособиться к правилам детского сада, не умеет налаживать контакты с детьми, не чувствует «рамки» при общении со взрослыми. Завершают список следующие особенности: постоянно вялый, заторможенный, производит впечатление не окончательно проснувшегося, вообще не проявляет инициативу, не любит всё новое, не может выполнять программу детского сада из-за «медлительности», «несообразительности».

О чём говорят эти признаки? Часто дети в родах получают микротравмы спинного и головного мозга. Их результатом становятся нарушение процессов возбуждения и торможения в мозге ребёнка. В большинстве случаев дети преодолевают трудности первого года жизни и в дальнейшем развиваются нормально. Однако при повышении нагрузки на нервную систему в детском саду или в школе «старые раны» могут снова «заболеть».

Другой специалист, с которым вам обязательно нужно встретиться, — это логопед. Разумеется, вы сами пойдёте к нему, если у ребёнка грубые нарушения речи, которые мешают окружающим его понять. Но существуют и не столь очевидные проблемы, которые, возможно, незаметны на первый взгляд, но могут существенно затруднить малышу обучение в школе. Например, если он неправильно произносит звук или слово, то он не сможет услышать слово правильно и продиктовать его сам себе. Результатом будут стойкие ошибки при письме или нарушение письменной речи — дисграфия.

В норме к шести годам ребёнок должен полностью овладеть всеми звуками родного языка, научиться строить сложные предложения (с союзами «а», «но», «что», «потому что» и т. д.), по уровню сложности его речь практически ничем не должна отличаться от речи взрослого. Стоит также посетить и других врачей-специалистов: окулиста, ЛОРа, стоматолога, чтобы исключить у ребёнка наличие различных заболеваний, которые могут повлиять на качество обучения.

Справка

По всем интересующим вопросам можно обратиться к специалистам Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Чернянского района, расположенного по адресу: посёлок Чернянка, улица Советская, дом 59. Телефон для справок: 8 (47232) 5-54-24.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 14:44
Забудьте про солёные огурцы и помидоры. Советы белгородского кардиолога гипертоникам
Материал
Общество14 мая , 09:55
Минцифры Белгородской области поделилось достижениями региона в рамках цифровой трансформации
Материал
Общество8 мая , 17:26
Минсоцзащиты напомнило белгородцам основания для присвоения статуса «Ветеран труда»