В последние годы стали всё чаще звучать термины «аутизм» и «расстройство аутистического спектра». Сотрудники чернянского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Людмила Остапенко и Наталья Шпак подготовили для чернянцев полезную статью по данной теме. Сегодня во всём мире отмечается День распространения информации об аутизме.
Аутизм — сложное врождённое нарушение в развитии. Выражается в том, что человек не испытывает потребности в общении даже с самыми близкими людьми. Такие дети не проявляют исследовательской активности, сложно поддаются обучению, развитие ребёнка происходит, как правило, фрагментарно и в отдельных сферах. РАС — понятие, которое объединяет в себе различные формы заболевания. Умственное развитие при аутизме имеет большой разброс, от тяжёлой степени умственной отсталости, до нормального уровня интеллекта.
Есть такая, уже ставшая крылатой, фраза Стивена Шора, доктора специальной педагогики, эксперта в области аутизма, который сам болен РАС: «Если вы встретили одного человека с аутизмом, что ж, вы встретили только одного человека с аутизмом». У российских специалистов тоже есть игра слов на эту тему: «РАС на РАС не приходится». Следовательно, единого чудесного метода, помогающего каждому ребёнку, увы, не существует, ведь проявления этого расстройства развития могут быть очень разными. Это значит, что особенности, присущие детям с РАС, сохраняются на всю жизнь и подход к воспитанию, общению и социализации такого ребёнка должен быть индивидуален.
Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстранённого отношения. Ребёнок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у малыша аутизм, нет ничьей вины. На данный момент причины возникновения неизвестны. Аутизм — это расстройство развития, которое является результатом воздействия многих вредных факторов в сочетании с наследственной предрасположенностью.
Лечения РАС на сегодняшний день не существует. Назначаемые лекарства, например, из группы антидепрессантов, могут помочь в решении различных неспецифических проблем — нарушений сна и питания, повышенной раздражительности, приступов агрессии, направленных на себя или окружающих. Основные методы лечения носят преимущественно немедикаментозный характер, включают образовательную и психологическую помощь, направленную на социализацию человека с РАС.
Очень важным представляется ранняя диагностика аутизма и оказание как можно более ранней помощи таким детям: чем раньше начнётся коррекция, тем лучше прогноз. Как правило, расстройства аутистического спектра диагностируют более точно в возрасте от трёх лет, хотя предварительный диагноз обычно можно поставить детям и от полутора до двух.
Что должно насторожить родителя и послужить поводом для обращения к специалистам
Ребёнок избегает контакта (не смотрит в глаза, не отзывается на имя, не пользуется мимикой и жестами, предпочитает играть один, избегает прикосновений, особенно лёгких, могут сохраняться младенческие взаимоотношения с матерью или с другим значимым взрослым). Сильно реагирует на некоторые сенсорные стимулы (громкие звуки, свет, ощущения на коже и т. д.). Не имитирует действия взрослых («разговор по телефону», «чистит обувь», «складывает» бельё в стиральную машину и т. д.) или эти действия не разнообразны, а повторяет какое-то одно и сложно переключается с него. Не интересуется игрой детей на площадке, не наблюдает за ними или не понимает смысла игр, может просто бегать со всеми. Сильно реагирует на смену привычного ритма жизни, маршрута на прогулке.
Может отставать в развитии речи вплоть до её отсутствия и непонимания обращения. Либо иметь стереотипно повторяющиеся действия (махать руками, прыгать, вертеться на месте, крутить предметы, выстраивать предметы в ряд, бесконечное количество раз пролистывать книжки или журналы, просматривать на видео какой-нибудь эпизод, повторять какое-то слово, звук, фразу из мультфильма и т. д.) и быть очень ими увлечён, часто его очень сложно отвлечь, или может расстраиваться, если ему не давать это делать.
Существует проблема в избирательности в еде, иногда может употреблять только пару каких-нибудь продуктов, может есть продукты только определённого цвета или температуры или только протёртое. Не переносить какие-то запахи или наоборот, постоянно нюхать какие-нибудь предметы и объекты. Интересоваться специфическими предметами, например, по определённому признаку — всё длинное или всё круглое, или всё красное, находить их везде, разглядывать, манипулировать.
Часто интеллектуально развивается с опережением, может рано выучить алфавит, цифры, цвета, формы, животных, птиц, насекомых, флаги государств, марки машин и т. д. Этому чаще всего нет практического применения. В раннем детстве может быть тревожным ребёнком, который успокаивается только на руках при укачивании, в машине при езде и т. д., или наоборот — быть «удобным» малышом, предпочитать находиться в одиночестве в коляске или кроватке, засыпать самостоятельно.
Развитие малыша может идти обычным образом, а потом наступить регресс функций (была речь и пропала, был указательный жест и пропал), или же родители изначально замечают особенности в поведении. Могут быть некоторые особенности телесного восприятия — не реагировать на боль или наоборот, замечать на теле малейшие повреждения, царапинки. Ребёнок может ложиться на пол и разглядывать предметы, которыми он манипулирует (отличается от игры тем, что нет сюжета — машинка просто катается взад-вперёд, просто вертится мячик, кубик или колечко от пирамидки). Выстраивание игрушек или других предметов в определённой последовательности.
Если вы наблюдаете у ребёнка что-то из вышеперечисленного, то надо максимально быстро получить консультацию детского психиатра и максимально рано начать коррекционно-развивающие занятия с профильными специалистами, которые ориентируются в специфике данной проблемы. Хочется отметить, что людям с аутизмом необходима поддержка, чтобы жить, полностью реализуя свои возможности, и справляться с непростыми для них социальными задачами. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами. Многие из них просто не смогут достойно жить без нашей поддержки.
По всем интересующим вопросам можно обратиться к специалистам центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Чернянского района. Он расположен по адресу: посёлок Чернянка, улица Советская, дом 59. Телефон 8 (47232) 5-54-24.