Local Logo
Новости Чернянского района Белгородской области
92.51
-0.79$
98.91
-0.65
+18 °С, ясно
Белгород

Елена Бочкова: «С теплом и благодарностью из Тамбова!»

25 февраля 2023, 12:35ОбществоФото: семейный архив Елены Бочковой Валентин Серафимович Расторгуев

Дочь выпускника чернянской школы 1941 года Валентина Серафимовича Расторгуева прислала в редакцию письмо с воспоминаниями об отце.

Редакция «Приосколья» продолжила реализацию проекта «Мы из 41-го» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Одна из задач проекта — поиск родных и близких выпускников чернянской школы 1941 года, которая продвигается пусть не очень масштабно, но вполне уверенно. На первую презентацию книги пришли родственники героев, оставшихся жить в нашем районе, а вот из тех, кто после войны уехал из Чернянки в другие города, мы пока смогли найти только детей Валентина Серафимовича Расторгуева. Из Тамбова от его дочери Елены Валентиновны Бочковой в редакцию пришло очень тёплое и трогательное письмо.

Уважаемые сотрудники редакции! Обращается к вам Бочкова Елена Валентиновна, по просьбе своего брата Расторгуева Владимира Валентиновича. Мы получили от вас такое проникновенное послание, что просто не смогли оставить его без ответа. Этим сообщением вы всколыхнули во мне столько дорогих воспоминаний. Честно говоря, я давно хотела записать хоть одну главу из истории нашей семьи для потомков. Вы меня на это подвигли, спасибо за этот стимул! И огромная благодарность вам за кропотливый труд, участие и память о нашем отце и его одноклассниках.

Наш папа, Валентин Серафимович Расторгуев, всегда с такой теплотой и любовью вспоминал школу в Чернянке, учителей и своих «одноклашек». У меня хранится экземпляр чудесного самиздата «Мы из 41-го» Владимира Васильевича Горбачёва. Какой он всё-таки молодец, что создал эту книгу! Это настоящее сокровище! Снова пролистала страницы и вот перед глазами они все такие настоящие, живые. А в этом году им исполнилось бы 100 лет

Вечная память и низкий поклон этим мальчишкам и девчонкам из 41-го! За то, что жили и трудились на нашей земле честно, без оглядки! Защищали её, не щадя жизни и здоровья, выстояли вопреки всему и несмотря ни на что, ради Родины и нас, живущих ныне!

Каким он был, наш папа? Очень добрым, весёлым и общительным. Когда мой муж, тогда ещё жених, пришёл знакомиться с моими родителями, мы с мамой хлопотали на кухне, а они о чём-то оживлённо беседовали в комнате. Войдя, я очень удивилась — только познакомились, а болтают, как старые друзья. На что папа сказал: «Ну мы же мальчишки!».

Он был очень тактичным и порядочным человеком, с уважением относился к чужому мнению, особенно к своим ученикам. Они тоже его очень уважали и любили, часто обращались за советом. Помню, на его день рождения записали тёплое поздравление на открытке-пластинке и его любимую песню «Журавли» в исполнении Марка Бернеса.

У него был удивительный почерк — ровный, чёткий, буковки одна к одной. Аккуратности он учил и нас, и своих учеников. Не могу вспомнить случая, чтобы он кого-нибудь обидел словом или тем более делом. Старался любую напряжённую ситуацию перевести на юмористический лад.

Зимой он часто водил меня в кукольный театр, наверное, считал это очень важным, а по дороге домой обсуждал со мной спектакль. А летние каникулы мы всегда проводили в деревне у маминых родителей. Мы, маленькие дети, отдыхали, а они помогали по хозяйству и уходу за скотиной. Папа находил время и возил меня на велосипеде по окрестностям, рассказывая удивительные вещи о животных и природе, или просто ходили с ним на рыбалку. А когда я научилась читать, в начале отпуска мы вместе шли в библиотеку, где подбирали мне самые интересные книги. Он знал, что они интересные, ведь сам перечитал их великое множество. Кажется, он знал ответы на все мои вопросы. Это было самое замечательное время моего детства.

Что он любил? Футбол, конечно, об этом есть в книге. Были у их школьной команды и победы, и поражения. Один случай, который в книге не описан, я расскажу с его слов. Во время матча папа должен был бить решающий одиннадцатиметровый удар. Для пущей важности он пробил по мячу внутренней стороной стопы и… мяч ушёл выше ворот… Раздался гомерический хохот! Приехав на поезде домой, они тихонько вышли из вагона на противоположную сторону, ибо на перроне их поджидала толпа болельщиков, жаждущих их поколотить.

Фото: семейный архив Елены Бочковой

А однажды я приболела. Мне не спалось, и папа, чтобы отвлечь от тяжёлого состояния, начал мне рассказывать «Всадника без головы». Он это делал так здорово и складно, что мне казалось, будто я прочитала книгу сама. Гораздо позже я узнала, что его мечтой был кинематограф! Он пересмотрел все фильмы, которые до войны крутили в Чернянке. Кинематограф не просто манил, он звал его заняться любимым делом. По мотивам любимой книги Майна Рида «Всадник без головы» отец написал примерный сценарий к будущему фильму и отослал в приёмную комиссию московского института кинематографии. Конечно, он получил положительный ответ: «Приезжайте с выпускным аттестатом, вы допущены к экзаменам». Это был 1941 год.

Что папа рассказывал о войне? Кровь, грязь, болезни, голод и холод, разруха… Человек бежит на вражеский окоп с поднятой в руке гранатой, которая взрывается в руке, и голова летит в сторону. А человек продолжает по инерции бежать и падает в немецкий окоп. Немцы визжат и врассыпную. Это не страшный момент из книги или фильма, это происходило на его глазах. Того бойца звали Яков. А когда после фронта в деревне папу попросили обезглавить курицу, он стушевался. Фрицев бил без страха и колебаний, а на курицу рука не поднялась.

В книге «Мы из 41-го» отец здорово изложил свой фронтовой путь. Позже он много читал военных мемуаров, особенно про те места, которые ему пришлось пройти дорогами войны. Но чаще я видела его с томиком Чехова или юмористическими рассказами о Ходже Насреддине.

Первые годы нашей с мужем службы проходили в Белоруссии. Родители приезжали к нам в гости, и папа вспоминал, как почти 40 лет назад вот по этим речицким болотам они и шагали, гнали фрицев с нашей земли в их логово.

Валентин Расторгуев с сослуживцами. 9 мая 1945 года
Фото: семейный архив Елены Бочковой

На фронте случались и курьёзные случаи, один из которых произошёл на Кавказе. Провизию в горы по каменистым тропам доставляли ишаки. И вот тащит тяжёлую поклажу ишак, а его заметил немец и решил взять провизию. Потянул было в свою сторону, но ишак, разозлившись, врезал фрицу копытом в лоб и ушёл к нашим. Бойцы в благодарность повесили ишаку на шею медаль «За отвагу», которую вырезали из консервной банки. Даже животные воевали с фашистами!

А ещё один случай папа рассказал моему мужу, это уже о его математической смекалке. Козырёк у офицера-артиллериста не полукруглой, а прямоугольной формы. На него он нанёс риски — каждой соответствовало расстояние до цели. Прикладываясь к орудию, он видел, в какую риску попадал прицел, и снаряды точно достигали цели.

В 1946 году он был демобилизован и приехал в Тамбов, где жили родители. С его мечтой о кинематографе пришлось расстаться — годы войны не прошли для него бесследно. Второй этаж лестничного проёма давался с остановками. А в Тамбове пединститут с его любимой математикой. Стал сдавать экзамены и чуть не провалился … на математике. Преподаватель, тоже фронтовик, видя его состояние, начал с ним беседу о боевом пути. Им было о чём поговорить… Он поставил ему удовлетворительно. Папа поступил в институт, был старостой в группе, замечательно сдал выпускные экзамены. Вот так война вносила свои коррективы.

Папа очень рано ушёл от нас, в 1992 году. Ему не было и 69 лет. Видно, проклятый «сыпняк» всё-таки настиг его. Трофическая язва на пятке перешла в гангрену. Он шутил, говорил, как у Льва Яшина…

О нас, о детях.

Мой брат Володя очень застенчив. Он отличный инженер, мастер своего дела, даже попал на первую страницу нашей областной газеты «Тамбовская жизнь» как лучший инженер завода. Математический склад ума, как у папы. Его сын Дмитрий — офицер, большая умница, и очень похож на деда! Ну а правнук папы, носитель его фамилии, в настоящее время проходит срочную службу в рядах Российской армии.

Самым лёгким предметом в школе для меня была математика — тоже, наверное, гены. Я окончила физико-математический факультет Тамбовского педагогического института. Но поработать в школе не получилось, так как вышла замуж за военного. Председательствовала в женсовете, была инструктором по работе среди семей военнослужащих в Доме офицеров. А после демобилизации мы вернулись в Тамбов. В сложное для всех время 90-х работала специалистом на социальном поприще.

У нас двое детей и пока трое внуков, которыми мы очень гордимся. Дочь Мария — финансист, пошла по стопам прадеда, Серафима Корнеевича Расторгуева. Сын Александр — специалист в такой необходимой для страны отрасли, как сельское хозяйство. Вот такая вот связь поколений.

Мы благодарны коллективу вашей газеты за то, что вы занимаетесь таким важным и нужным делом, как память человеческая. Есть строки у Михаила Юрьевича Лермонтова: «Да, были люди в наше время…». Но и наше время показало, кто есть кто. В России много замечательных ребят, достойных памяти своих дедов и отцов. И сейчас мы тоже вместе с ними, пусть в мыслях и молитвах, но вместе! Низкий им поклон!

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 10:17
Вячеслав Гладков рассказал о старте сева сои
Материал
ОбществоВчера, 09:53
Вячеслав Гладков — о втором месте нашей сборной на всероссийских соревнованиях по многоборью ГТО
Материал
Общество23 апреля , 09:44
Вячеслав Гладков напомнил о приёме заявок на конкурс «Новые возможности»