Local Logo
95.78
+0.03
+32 °С, ясно
Белгород

Наталья Рязанцева прислала в редакцию рассказ об уроженце Чернянки Александре Маркове

5 сентября 2022, 08:25ОбществоФото: фонды Чернянского районного краеведческого музея Александр Марков (слева)

Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения нашего земляка, знаменитого учёного-астрофизика.

Сотрудник Чернянского районного краеведческого музея Наталья Рязанцева прислала в редакцию письмо с рассказом об уроженце Чернянки, знаменитом учёном-астрофизике Александре Маркове.

Чернянская земля богата своими природными и социальными ресурсами, она имеет славную историю, наполненную яркими и драматическими событиями, насыщенную многочисленными ратными и трудовыми подвигами. В настоящее время район — динамично развивающийся уголок Черноземья. Меняется его облик, растёт число новостроек, зеленеют скверы и парки. За последние годы он заметно похорошел, стали чище и светлее улицы, ремонтируются дороги, обновляются фасады домов, появляются новые здания, спортивные и социальные объекты.

Наш край приобретает новые, модернизированные черты, и в то же время мы не забываем о своих корнях. Мы гордимся нашими выдающимися земляками, которые добросовестно и самоотверженно трудились, не ради наград и званий, являя собой пример истинной любви к своей Родине.

На чернянской земле с таким удивительным прошлым не могли не появиться выдающиеся люди, которые своими открытиями прославили её в веках. Среди них учёный-астрофизик Александр Владимирович Марков. Родился он в Чернянке 5 сентября 1897 года в купеческой семье Владимира Андреевича и Марии Ивановны Марковых. Отец происходил из старооскольского купеческого рода: купцами были дед и прадед. Мария Ивановна, в девичестве Леонова, родилась в 1872 году в городе Ливны в семье мещан. Окончила четыре класса при гимназии и долго жила в Ливнах, потом переехала в Старый Оскол. После рождения сына и крещения его в чернянской церкви Марковы уехали в село Казачок, где он провёл своё детство.

В августе 1905 года Александр сдал экзамены и поступил в частное земское реальное училище в Старом Осколе. Из воспоминаний Александра Маркова:

«Мама энергично взялась за моё образование. Помню, для того, чтобы быть в курсе моих занятий, она сама взялась за немецкий (языками она на владела) и довольно быстро обогнав меня, начала контролировать. Были контроль и помощь и по другим предметам, но не это было её главное влияние на моё учение и на моё будущее. Дело было в чтении книг. Для нас выписывались детские журналы, издаваемые литератором Александром Фёдоровым-Давыдовым. Сначала «Светлячок» для младшего возраста, а затем, перед реальным училищем — «Путеводный огонёк». Приключений и путешествий нам до училища не давали, но зато, как только в наши мозги вошли начатки географии, мама (приехав в Оскол) сейчас же попросила дать мне в училищной библиотеке «Путешествие капитана Гранта» и «Детей капитана Гранта» Жюля Верна и сама их прочитала вслух. Никогда я не забуду этих вечеров в комнате. Словом, этими чтениями мама впервые открыла передо мной захватывающую возможность посвятить себя целиком участию в самоотверженной работе по изучению мира на пользу всем хорошим людям. И я считаю, что именно в эти месяцы 1906 года был заложен фундамент, на котором через пять лет начало вдруг развёртываться совершенно непонятное возникшее стремление целиком отдать себя познанию отдалённейших глубин Вселенной. К концу лета 1911 года во мне вспыхнула внезапно всё загородившая собой страсть к астрономии. Почему же именно в эту ночь в середине августа, когда перед самым выездом в Оскол мы с папой и Николаем втроём на дрожках возвращались в Казачок из Ситного, звёздное небо около Плеяд так захватило меня? Этого я не могу объяснить и сейчас, как не мог этого понять и раньше. Я посещал библиотеку для ознакомления с астрономическими книгами. Там я увидел «Астрономические вечера» Клейна, «Мироздание» Мейера и «Вселенную» Николая Морозова».

В Чернянку, где ещё сохранился дом на усадьбе в 6 га, доставшийся по наследству отцу Александра Владимировича, семья Марковых вернулась в 1912 году. К сожалению, здание, в котором они жили, не сохранилось. В нём в своё время располагался детский дом, а позже — детский сад.

С флигеля дома Александр Владимирович наблюдал за звёздами. Это было его любимое занятие. Каждую ночь он выходил с пятикратным биноклем, долго рассматривал Млечный Путь в Стрельце, Лебеде и Орле и изо дня в день рисовал конфигурации спутников Юпитера. Самым главным в жизни в это время для него уже стало постепенное знакомство с наукой о небе. Он тщательно изучал статьи в журналах «Природа и люди», «Природа» и всё, что возможно, высматривал в небе в бинокль. Но самым важным событием 1912-13 учебного года для него стал допуск в фундаментальную библиотеку училища и получение оттуда, по рекомендации преподавателя И. П. Соболева, книги Фламариона «Звёздное небо и его чудеса» 1880 года. После беглого знакомства с ней Марков решил, что обязательно будет астрономом. В том же году он приобрёл свою первую астрономическую трубу.

Марков в экспедиции. Ленинградская область, город Луга, 1930 год
Фото: фонды Чернянского районного краеведческого музея

Тогда никто не мог предположить, что этот тихий и скромный юноша в будущем станет доктором физико-математических наук, старшим научным сотрудником главной астрономической обсерватории Академии наук СССР в Пулково.

Ещё будучи учеником, он собрал собственный зеркальный телескоп. Первую научную работу 18-летний студент Петроградского университета посвятил изучению лунного кратера Платон. С тех пор Александр Марков не переставал заниматься изучением Луны, даже в тот период, когда многие учёные считали это бесперспективным, полагая, что она уже полностью изучена.

В 1926 году Марков окончил аспирантуру при Пулковской обсерватории. Работал в различных научных учреждениях Ленинграда, а с 1944 года и до конца жизни — в Пулково. Он был крупнейшим специалистом в области астрономической фотометрии (науки об измерении величин, характеризующих источники света, светового потока, яркости освещения и т. д.).

В 1934 году им был создан первый советский микрофотометр. Уже в те годы учёный начал разработку общей теории микрофотометров и других аналогичных приборов. Созданная им теория не устарела до сегодняшних дней. На её основе в 1950 году Александр Владимирович защитил докторскую диссертацию. Круг его научных интересов был чрезвычайно широк: он наблюдал солнечные затмения, звёзды и галактики, туманности и планеты, но главным увлечением оставалась Луна.

За годы творческой деятельности Марков написал и опубликовал ряд научных трудов, в том числе: «Исследование природы и структуры поверхности Луны», «Луна», «Малые планеты», «За пределами Галактики». В последние годы жизни Александр Владимирович принимал активное участие в обработке фотографий обратной стороны естественного спутника Земли.

Умер наш земляк 19 ноября 1968 года. В память о выдающемся учёном в декабре 2014 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски в чернянской школе №2.

В апреле 2017 года районный краеведческий музей посетили родственники знаменитого учёного-астрофизика — сын Владимир Александрович и его жена Ольга Васильевна, проживающие в Санкт-Петербурге. Гости передали в фонды музея письма, фотографии, свидетельство о рождении, датированное 1912 годом, билет читателя библиотеки Академии наук СССР, членский билет Всесоюзного общества «Знание», удостоверение Главной Астрономической обсерватории, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другие документы и вещи из личного архива.

Нашли опечатку в тексте?