Local Logo
Новости Чернянского района Белгородской области
91.78
+0.00$
98.03
+0.00
+11 °С, ясно
Белгород

Николай Рухленко рассказал о Заслуженном учителе России из Чернянки Валентине Колесниковой

21 августа 2022, 16:28Общество
Фото: ru.freepik.com

Долгие годы она заведовала районным методкабинетом.

Начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области Николай Рухленко поделился воспоминаниями о педагогической работе.

На первой лекции по методике преподавания русского языка мой вузовский наставник Александра Абрамовна Яновская сказала, что учительская успешность зиждется на его методической талантливости, сейчас бы сказали — продвинутости. А что такое методика? Это совокупность эффективных приёмов обучения и воспитания. Когда я учился в 70-е годы прошлого века в Белгородском педагогическом институте, то образовательный процесс, начиная со второго курса, был пронизан практикой, и мы, студенты, отчётливо понимали, насколько важно попасть к хорошему методисту. Пусть он трижды будет строгий, главное, чтобы профессионал и помог в становлении. Мне лично очень повезло. Яновская была с нами неотступно, в деталях прорабатывала абсолютно каждый предстоящий урок, от слова «здравствуйте» до слова «до свидания», а потом проведённый урок подвергался скрупулёзному самоанализу и анализу, работа над ошибками была очень глубокой. Она никогда не отправляла нас в класс, не будучи уверенной в нашей подготовленности. Зачем она это делала, понял несколько позже. Чтобы сформировать педагогический вкус, чутьё, индивидуальный педагогический почерк, чтобы заложить в каждом студенте фундамент для будущего успеха в самостоятельной профессиональной деятельности. Методическое сопровождение становилось великолепной школой формирования мастерства. Особое внимание обращалось на речь, чтобы она была грамотной, чёткой, без эмоционального негатива.

Когда после вуза пришёл работать в орликовскую сельскую школу, причём сразу в роли директора, то понимал, что без сильной методической составляющей, без яркого, крепкого методического начала в каждом учителе не будет хорошей, конкурентной школы. Все начальники управления образования уделяли методической работе большое внимание: и Иван Фёдорович Мурзин, и Галина Николаевна Звиададзе, и Надежда Михайловна Верченко. Райметодкабинет проводил семинары, конференции, организовывал обмен опытом. К сожалению, с наступлением нового века в стране посчитали, что методическая работа не столь важна, что без неё можно обойтись. Как оказалось, это был глубокий просчёт. В последние годы спохватились, что надо всё возобновлять, возвращать, возрождать. Профессия методиста и сами методические службы вновь становятся востребованными.

Затруднения в педагогической работе всегда были, есть и будут. Одни педагоги-практики пробуют преодолеть их самостоятельно, другие обращаются к своим коллегам, третьи ищут ответы в трудах учёных. У каждого свой путь, но в любом случае нужен своего рода переводчик с языка науки на язык практики, связующее звено, специалисты, которые бы смогли обеспечить взаимодействие, помочь, подсказать. Как раз в этом и заключается предназначение методиста.

Методист много должен знать. В первую очередь, это приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Конечно, образовательное законодательство. Разумеется, принципы дидактики, основы педагогики и возрастной психологии, технологии преподавания. Плюс ко всему методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, их родителями, педагогическими работниками и ещё много-много чего.

В своей жизни мне повезло встретить выдающегося, не побоюсь употребить это слово, методиста. Это Валентина Александровна Колесникова. Долгие годы она заведовала чернянским райметодкабинетом. Разве многим методистам присваивают звание Заслуженного учителя России? Она была его удостоена. Под её началом методическая работа просто кипела, била ключом. Было огромное количество достижений. На учительский олимп взбирались всё новые и новые коллективы и личности, каждый год на педагогическом небосклоне загорались яркие звёзды, а те, кому это довелось ранее, продолжали светить, потому что она знала, как использовать и развивать потенциал тех, кто уже заявил о себе, и как привести к победам других. Очень часто задаю себе вопрос: в чём уникальность этого специалиста? Кем она была?  Помощником? В какой-то степени да. Наставником? Ещё каким! Советчиком? Конечно, причём очень хорошим. Подсказывала всегда искренне и грамотно. Но всё перечисленное — это детали. Главное её достоинство в другом — в одном лице, как будто по Божьему благословению, был талант и практика, и теоретика. Она имела дар идти на несколько шагов впереди своих коллег, интересы дела для неё были в приоритете. Порядочность, высокая ответственность и нравственная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие, внимательность — это присущие ей качества, данный ряд можно продолжать и продолжать. А что же профессиональные качества? Коммуникабельность — да, умение быстро принимать решения — присуще, аналитические и организаторские способности — ещё какие, практицизм — более чем, развитая интуиция — вряд ли когда подводила, хорошая память — только позавидовать, помнила огромные массивы информации, психологическая устойчивость — приводила в восторг, в самых стрессовых ситуациях мускул никогда не дрогнул, а ещё жизнерадостность, высочайший уровень культуры, активность. Вдруг кто-то возьмёт да подумает: не много для одного человека? Но так было на самом деле.

У Валентины Александровны были способности организатора и лидера, умение объединить людей, грамотно дать нужное направление. Она убедительно демонстрировала своим примером, как важно быть хорошим оратором, уметь донести идею до слушателей в понятной и доступной форме. А ещё непременный её атрибут — это блестящая эрудиция. Быть замечательным методистом ей помогало то, что она не бросала учительскую практику, она продолжала учительствовать во второй чернянской школе. Занятость Валентины Александровны зашкаливала, при этом всегда диву давался, когда ей удавалось читать, она была очень начитанным и культурным человеком с широким кругозором, всегда адекватно и полно оценивала используемые методики.

Профессии методиста не учат в вузе, чтобы им стать и состояться, нужно иметь энтузиазм и желание помочь людям найти метод, направление работы и сделать её наиболее эффективной и интересной. Человек, являющийся методистом не по должности, а по призванию, всегда сможет выбрать нужную и правильную линию работы. Это полностью о ней, о Валентине Колесниковой. В жизни ведь как бывает: проходит семинар или совещание, один участник уходит с него и думает, что зря потерял время, ничего полезного не взял для себя, другой уносит множество идей и начинает их воплощать. Так одни развиваются и идут вперёд, а другие бездействуют и безнадёжно отстают. Валентина Александровна относилась ко вторым. Причём все идеи она умела адаптировать к конкретной ситуации и к конкретным условиям. В методической работе нет чётких и определённых обязанностей, деятельность основана на личной инициативе и профессиональной активности методиста. Формы работы определяет сам методист, для этого он должен знать различные традиционные и новаторские методики развития или обучения. Специфика работы методиста в том, что он постоянно находится в процессе самообучения, потому что контролируемая им сфера деятельности также постоянно развивается.

В орликовской средней школе мы все считали методическую работу кузницей, в горнилах которой оттачивалось мастерство. Школа была местом проведения крупных и значимых районных и областных мероприятий. Было что показывать. Активное участие как коллектив в целом, так и педагоги в отдельности принимали в конкурсах профессионального мастерства. Конкурсное движение в те годы получило мощнейшее развитие. Это прежде всего конкурсы «Учитель года» и «Школа года». За период моей работы в должности директора школа четырежды становилась победителем и призёром областного конкурса «Школа года», затем при Сергее Владимировиче Шаповалове продолжила победное шествие. А в 2004 году школа победила в очном всероссийском конкурсе «Лучшие школы России» в номинации «Школа с этнокультурным компонентом». Эти успехи были бы немыслимы без помощи и поддержки Валентины Александровны.

Чудес в педагогике не бывает. Есть большая, сложная, порой невыносимо трудная, но бесконечно радостная по отдаче работа. Главное — менять всё вокруг своим творчеством. Колесникова однажды сказала: «Пусть никого из вас, уважаемые и дорогие участники конкурса, не угнетает мысль, кто какое место займёт. У каждого из вас на конкурсе будет свой успех, определяющий, вдохновляющий, содействующий, способствующий, призывающий».

У неё было громадьё планов, задумок. К сожалению, болезнь оказалась беспощадной и так рано вырвала этого человека из наших рядов. С нами её уже нет девять лет. Но она воспитала плеяду замечательных учеников, которые надёжно продолжают её дело, благодаря чему Чернянский район продолжает находиться в числе постоянных лидеров различных областных мероприятий.

Талантливой методической деятельности Валентины Александровны во многом способствовали понимание и поддержка со стороны Надежды Михайловны Верченко, многолетнего руководителя управления образования района. Это так всегда важно, ценно и нужно.

В реальной жизни ведь как бывает: какой-то педагогический коллектив сильный в целом, ему удаются многие направления, есть коллективы, где хорошо получается отдельное направление, например, трудовое или физическое воспитание, а существуют коллективы, которые ничем не выделяются, посредственные во всём. Конечно, массовые методические мероприятия легче организовывать и проводить на базе сильных образовательных организаций, кому есть что предъявить коллегам. Валентина Александровна Колесникова шла иным путём. Она расширяла географию проведения семинаров, брала, наряду с лидерами, откровенно слабые школы, часто туда выезжала, погружалась в их проблемы, находила изюминки, безошибочно определяла среди педагогов тех, в ком было что-то неординарное, развивала эту неординарность, поднимала коллектив на другой, более высокий уровень. Когда мы приезжали на семинар, то видели старание коллектива, благодаря которому можно делать творческий рывок. Кредит доверия очень срабатывал, коллективы в итоге стремились догнать передовиков. При Колесниковой создавались и функционировали временные творческие, проблемные, экспертные и исследовательские группы, лучшим методическим объединениям предоставлялось право выступить с творческим отчётом перед всем районом.

Валентина Александровна тонко чувствовала каждого человека. Скольких талантливых, но одновременно робких, скромных и застенчивых педагогов она приметила, раскрепостила и раскрыла, скольких вдохновила, а скольких возвысила, возвеличила, мобилизовала, просветила, зажгла и озарила! Это не поддаётся счёту.

Сегодня сфере образования присущ инновационный всплеск, значит, необходимо быстро генерировать новые идеи, а, следовательно, как никогда возрастает потребность в хорошем, сильном методическом сопровождении, в недрах которого будет формироваться педагог-профессионал, обладающий высокой дидактической и воспитывающей культурой, позволяющей на практике реализовать достижения педагогической науки. Это самое сопровождение способен осуществить грамотный методист. Много ли у нас среди методистов настоящих, истинных проповедников идей и новаций? К счастью и великому удовлетворению, сегодня когорта таких методистов, которые умеют донести идею до педагога так, чтобы у него появились желание, вдохновение работать, искать, пробовать, внедрять, творить, узнавать, менять и меняться, прирастает. Задача методиста состоит в том, чтобы таких педагогов становилось больше, их множество — это великий, необъятный простор для деятельности методиста. Возникает вопрос: достаточно ли для методиста быть связующим звеном между наукой и практикой? Думается, что не вполне. Ещё нужна связь между поколениями. Нельзя стать хорошим учителем в отрыве от опыта предшествующих, то есть вне традиций. Вот почему наибольших успехов добиваются те педагогические коллективы, в которых молодость и опыт направлены на достижение общих целей, где педагоги со стажем уважают и признают молодость, а молодёжь с почтением относится к представителям старшего поколения. Каждое новое, вступая на педагогическую стезю, должно знать об уже существующем опыте. Перед методистом стоит очень трудная задача: предстоит добиться, чтобы этот опыт был воспринят, осмыслен, примерен на себя, чтобы этот так называемый «костюм» подошёл и был комфортен. Валентина Александровна очень заботилась как раз о сохранении и развитии традиций.

Видимая сторона деятельности методиста — это консультации, организация курсов повышения квалификации, семинары, практикумы, конференции, мастер-классы, стажировки, информирование, взаимодействие со средствами массовой информации, выпуск информационной продукции, диагностика состояния образовательного процесса, применяемых педагогических технологий и профессиональной компетентности педагогов, исследование социального заказа, посещение и анализ учебных занятий, координация работы методических объединений.

Существует выражение, что личность формируется личностью. Да, действительно, чем больше у нас будет личностей среди методистов, тем больше личностей с индивидуальным стилем работы будет среди педагогов, а значит, тем лучше и совершеннее будет образование в целом. Это о таких людях, как Валентина Александровна, слова Льва Николаевича Толстого: «Растите духовно и помогайте расти другим. В этом вся жизнь». Уверен, что её умную и насыщенную методическую деятельность ещё ждёт осмысление и признание, что для будущих методистов её жизнь и служение делу будут примером. 

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество26 апреля , 12:33
Валовой доход субъектов МСП Белгородской области за 2023 год составил более 320 млрд рублей
Материал
Общество25 апреля , 10:17
Вячеслав Гладков рассказал о старте сева сои
Материал
Общество24 апреля , 09:53
Вячеслав Гладков — о втором месте нашей сборной на всероссийских соревнованиях по многоборью ГТО