Сюда я впервые попала школьницей, когда с друзьями по соседству и их бабушкой Валентиной Афанасьевной Часовских пошла в храм. Расстояние немалое, но мы шли пешком и даже не ощутили его.
Когда остаются последние 300 метров, их идёшь в гору. И вот тут понимаешь, что это тоже труд, просто прийти в храм. А рядом с нами шли другие сельские жители, спеша на молитву. Сгорбленные бабушки и лысоватые деды в нарядных одеждах, начищенных туфлях. В храме по выходным обычно было довольно людно, во всяком случае в детстве мне так казалось… Церковь стоит на бугорке, в самом центре села. Старая крыша, крытая железом, блестела в лучах рассвета.
Валентина Афанасьевна помогла запомнить «Отче наш» пока мы были в пути. И вот скрипнув, отрылась тяжёлая двустворчатая деревянная дверь. Окна с резными решётками были узкими, света в храм поступало не так много, зато в центре висела большая люстра со множеством ламп. В тот момент, когда батюшка зажигал их, церковь наполнялась светом. Казалось, особенным, ведь от него начинали ярче светиться лики святых на иконах…
Именно в храме Казанской иконы Божией Матери я узнала о правилах посещения храма, с удовольствием по пути слушала, какой святой и какая икона могут помочь в определённой жизненной ситуации. Шли годы… Менялись священнослужители, а с ними традиции и устои, которые были в храме. Особенными были празднования так называемой летней Казанской, когда после службы все усаживались за большим тесовым столом в церковном дворе. Каждый приносил что мог, а в итоге получалась щедрая праздничная трапеза.
Как‑то батюшка (отец Флавиан) после службы подошёл к нам и предложил вместе с ним пропеть «Отче наш». После предложил пополнить ряды поющих на клиросе. На тот момент мы были уже в 9 классе школы. Очень благодарна тому времени и тем людям, ведь сегодня, придя в храм, я вспоминаю каждое слово молитвы, понимаю его смысл и стараюсь не отвлекаться от хода литургии.
Впервые побывала в том храме с родителями и на ночной службе в праздник Пасхи. Особенные ощущения, тем более, что стоя в хоре, вкладываешь особый смысл в слова молитвы. Говорят, храм рядом с домом — и есть место для души. Наверное, это так и есть.
В школьные годы заинтересовалась и историй Казанской церкви, узнав, что она одна из старейших в нашем районе. Много информации собрала учитель Орликовской средней школы Валентина Ворушилова.
Храм был построен в 1866 году. Деньги собирали «всем миром». Освятили его в честь одной из самых почитаемых русским народом чудотворной иконы — Казанской иконы Божией Матери. Дважды в году, летом, 21 июля, и осенью, 4 ноября, жители стали отмечать свой престольный праздник. По историческим исследованиям церковь в селе была деревянная, обшита тёсом, с крышей, крытой железом. В 1897-м построили деревянную сторожку и дом священника. Из воспоминаний старших поколений известно, что бесценным украшением храма был позолоченный иконостас. Вскоре после открытия при храме появилась и церковно-приходская школа. Учителем в ней в конце 19-го века работал Г. П. Оболенский. По имеющимся письменным сведениям, одними из первых священников, служивших в начале 20-го века, были протоирей Константин Никольский, в 1908-м служил его сын Иоанн Никольский, псаломщиком был И. М. Веселовский.
После октябрьской революции начались гонения на Церковь. С июля 1928-го в местном селе образован Комаревцевский сельский совет. Храм был закрыт, его подвергли разграблению, жители прятали в своих домах спасённые иконы и лампады, подсвечники и книги. Благодаря председателю колхоза Тихону Михайловичу Дурневу здание церкви удалось сохранить. Он предложил сделать в храме склад зерна.
В начале 30-х годов крестьяне обратились к епископу Старооскольской епархии владыке Онуфрию Гагалюку с просьбой рукоположить в храм отца Герасима Коршикова, уроженца соседнего села Долгая Поляна. Отец Герасим также направил прошение епископу, и всё сложилось. Со 2 февраля 1931 года возобновились службы в храме. Прихожане очень полюбили батюшку, а в октябре 31-го туда прибыл отец Павел Пузанов.
В середине 30-х годов минувшего века возобновилась массовая ликвидация храмов, в числе арестованных был и отец Герасим. В Комаревцево храм был закрыт до лета 1942 года. Когда территория нынешнего Орликовского сельского поселения была оккупирована, как свидетельствуют очевидцы событий того времени, венгры-мадьяры расположились в селе и в первые дни на лошадях въезжали в Казанскую церковь, но вскоре, используя в идеологических целях чувства верующих, вернули храм прихожанам и разрешили проводить богослужения. В это время служил в храме отец Алексей Васютин. Сюда шли не только жители села, но и окрестных деревень. Горе вернуло людей в церковь, сельчане молились Пресвятой Богородице. По имеющимся данным, за время оккупации никто из молодых девушек села не был угнан в Германию, кроме того, в селе не раздался ни один взрыв, хотя совсем рядом шли ожесточённые бои.
После оккупации, в январе 43-го года, храм в селе становится действующим. Хотя церковь не отапливалась, люди спешили на службу, чтобы подать записки, помолиться, отслужить панихиду по убиенным воинам. В 1945 году вернулся из лагерей отец Макарий Переверзев. Он служил здесь около года. В 1947-м прибыл из ссылки в село игумен Питирим Лукьянов, ему власти разрешили служить. Старожилы с особой теплотой вспоминали о церковных службах того времени, о проповедях и наставлениях игумена.
В 1958–59 годах в стране начинаются «хрущёвские гонения». Люди боялись ходить в храм открыто. Игумену приходилось тайно исповедовать, причащать, крестить и совершать другие таинства. В 1963-м в село прибыл новый священник отец Алексий Ильин.
В 70-х храм остался без священнослужителя и был закрыт. В 1973-м году церковный староста храма П. Ф. Васютин передал в областной комитет по делам религии письмо с просьбой об открытии храма и назначение священника. Ходатайство было удовлетворено.
В начале 80-х при настоятеле храма отце Алексее Моисееве частично был произведён ремонт церкви, укрепили фундамент, стены обложили кирпичом, недалеко построили дом для священника, к храму провели дорогу.
В 1988 году в год празднования 1000-летия крещения Руси, духовенство вновь обрело право участвовать в административно-хозяйственной деятельности приходов. В Казанский храм был назначен новый священник отец
Георгий Реутов. Он продолжил благоустройство храма и территории, прилегающей к нему. На пожертвования прихожан был сделан внутренний ремонт, проведено отопление, на могилах первых священников протоиерея Константина и Иоанна Никольских были установлены кресты. Вокруг церкви на территории поставили металлическую изгородь.
В 90-е годы 20-го века и начале 21-го в храме сменилось много священнослужителей, прихожане помнят отцов Виктора, Валентина, служивших в 1998-м году, Андрея, Николая, Евгения, игумена Флавиана, отцов Степана, Кирилла, Михаила, Игоря, иеромонаха Вонифатия. С 2011 по 2014 годы, а после небольшого перерыва с 2016 по настоящее время в Казанской церкви служит отец Олег Зубов. Здесь же, в небольшом доме священника, неподалёку от храма он и живёт вместе со своей семьёй.
Большую помощь церкви оказывает местное акционерное общество «Орлик». За вклад в развитие православия на территории района генеральный директор хозяйства Анатолий Овчаров в этом году получил благодарность митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна.
Все работы выполнила строительная бригада сельхозпредприятия. Начиная с 2018 года в храме заменили кровлю, полы, окна, двери, утеплили и обшили стены внутри. Строители сделали новую электропроводку, систему отопления, так что теперь прихожанам тепло и комфортно. Обновился и иконостас, который выполнили мастера из Корочи. Свой вклад в виде пожертвований внесли и жители поселения. Были приобретены комплекты храмового облачения. Церковь получила новое дыхание.
Сегодня в храме совсем небольшой приход. Бабушкам и дедушкам непросто подниматься в гору, но они идут, усердно ведя за собой детей, внуков и правнуков. Сегодня на клиросе поют Екатерина Васютина, Надежда Васютина, Ольга Дурнева, матушка Олеся Зубова, а также жительница Орлика Татьяна Котлярова. Нужно сказать, что Татьяна Ивановна
берётся и за другую работу по храму. Большую помощь оказывают уроженцы села Валентина Васютина, которая и была инициатором сбора средств и покупки нового облачения храма, регулярно привозит антисептики и маски для прихожан. Всегда старается принести живые цветы для украшения икон. Помогают наводить порядок ей три сестры Валентина, Галина и Людмила. Дочери местной жительницы Марии Васютиной часто приезжают навестить маму, ну и батюшке не отказывают в помощи. Долгие годы по хозяйству в церкви трудилась Александра Логачёва, но сегодня по состоянию здоровья редко бывает в храме.
Моя поездка в церковь в этот раз была скорее рабочей, чем для души. Только теперь крыша с ярко синей металлочерепицей видна становится издали, ещё на въезде в село. Пройти последние метры к храму я, как и в детстве, решила пешком. И это всё такой же труд.
Отец Олег радушно отворяет двери храма. Внутренние, с новой обивкой, но все так же скрипнувшие, как в детстве, открыли совсем другую картину. В церкви довольно много новых икон. С новыми окнами стало светлее и, кажется, от солнечного света даже больше пространства внутри. Однако по‑прежнему знакомые с детства иконы смотрят на тебя, и становится особенно на душе.
Отец Олег явно с гордостью рассказывает о произошедших в последние годы переменах. В храме теперь уютно и тепло, нет сквозняков. Одно расстраивает священника, прихожан в храме также порой нет.
«Сейчас такое время пришло, люди всё чаще приходят в церковь, когда им становится уж совсем плохо или по потребности. И хотят видеть не священника, а провидца что ли, который расскажет, как поступить, какое решение принять. Сами же часто прилагать усилий не хотят. Но напомню, что вера сотнями лет спасала людей. Именно она даёт человеку надежду, и с этим чувством он преодолевает самые, казалось бы, сложные испытания», — сказал Олег Зубов.
Батюшка отметил, что хотел бы видеть прихожан на регулярной основе, а не от случая к случаю. Ведь совместная молитва даёт ещё и заряд сил, энергии, уверенности в завтрашнем дне. В престольный праздник сельчане соберутся на такую молитву. Уже сегодня в центре на аналое лежат иконы. Они намоленные и в храме не один десяток лет.
Божия Матерь смотрит на каждого, кто к ней подходит, и внимательно слушает наши чаяния… В это нужно верить. Ниже лика простая молитва, но как же она актуальна сейчас… «О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом и верою, любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе… Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти…».