Клирик Успенского храма посёлка Чернянка, настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы в селе Прилепы и храма Всех святых в земле Российской просиявших на территории колонии-поселения Владимир Чигрин напомнил прихожанам о значении трёх Великих Спасов. Август наполнен душистыми ароматами мёда и созревших яблок, всё ещё пышной неувядающей красотой лета, и, конечно же, богат на православные праздники. Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы — это не только дань религии, но и возможность вновь вспомнить о событиях прошлого.
Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира Господом нашим Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования.
На 14 августа приходится сразу три православных праздника. Первый — Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Он был установлен в Византии в IX веке. В то время в Константинополе ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившегося в домовой церкви византийских императоров, вносили в храм святой Софии и освящали им воду для исцеления от недугов. Первые две недели августа эту святыню носили по городу и служили литии «для освящения мест и отвращений от болезней», призывая помощь Бога.
14 августа Животворящий Крест переносили обратно в царские палаты. Благодать и помощь, исходящие от Креста, сделали орудие казни Христа древом жизни для верующих. И в результате наши болезни и бедствия стало возможно побеждать силой Креста Господня. Во время вечерней службы в центр храма традиционно выносят для поклонения Крест, и до следующей субботней вечерней службы все верующие могут к нему приложиться.
Второе событие свершилось в 1158 году, когда в разных местах с Божией помощью были одержаны две победы: византийским императором Мануилом над сарациями и князем Андреем Боголюбским над волжскими булгарами. Тогда и среди роменских войск, и в русском стане было знамение небесной помощи и спасения: от полковых хоругвей, крестов и икон Спасителя и Божией Матери изошёл яркий свет. В память об этом событии было установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Третье событие — воспоминание святых Ветхозаветных мучеников Макаавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества. Они претерпели жёсткие мучения, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божием.
На этот вопрос есть одно объяснение. По‑видимому, из‑за существующего и по сей день обычая: в начале августа пчеловоды подрезают пчелиные соты и несут мёд в храмы для освящения. В некоторых областях праздник Медового Спаса именуют «мокрым» или «Спасом на воде», так как в этот день совершается водосвятие различных источников, рек и озёр. Считается, искупаться в этот день в освящённом источнике — значит укрепить телесное и духовное здоровье. В Медовый спас церковь почитает три важные святыни:
Животворящий Крест Господень, образ Спасителя и икону Владимирской Божьей Матери. Этот праздник также называется Маковей, Медовый праздник. Он проходит в первый день Успенского поста.
Так как в этот день прихожане приносят в храм для освещения яблоки, виноград и другие фрукты и овощи, отсюда и пошло народное название. Сам же праздник звучит так — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В конце земной жизни он открыл своим ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого он возвёл трёх апостолов Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился перед ними. Лицо его просияло, а одежды сделались ослепительно-белыми. Созерцая славу Божества Своего Учителя, ученики Его укрепились в вере в силу Господню.
Спаситель тем самым подал пример и единственный путь к спасению и всем нам. Этот праздник призван напомнить о необходимости духовного преображения, чтобы очистить себя от всякого порока и греха, чтобы в нашем сердце царствовал Христос, и тогда мы удостоимся благодатного преображения и сейчас, и в будущем.
В этот день верующие просят благословить свои посевы. Главным символом праздника все же остаются яблоки, которые не вкушают до освящения. Во время праздника продолжается Успенский пост, поэтому остальные ограничения во вкушении пищи тоже остаются в силе.
Раньше считалось, что в этот день ангелы угощают души умерших детей яблоками на небе, поэтому было принято оставлять их на могиле умершего ребёнка. Но это — не более чем светское поверье, не имеющее отношение к православию.
Празднование в этот день установлено в честь перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, являющегося первой на земле иконой.
Этот образ дал людям Христос, исцелив через него Авгаря, правителя города Едессы больного проказой. Не имея возможности самому приехать к Господу, он послал к Иисусу своего слугу с просьбой об исцелении. Видя веру Авгаря, Господь обещал исцелить его. Умыв лицо, Христос отёр его полотенцем, на котором отпечатался Его Божественный Лик. Это полотенце слуга принёс в Едессу. С благоговением святыню приняли, получив желанное исцеление, установили его над городскими воротами.
К этому дню в лесах России вызревают орехи, оттого и слывёт третий Спас ореховым. В этот день принято угощать друзей и близких блюдами из них. В старину вслед за этим праздником сельчане отправлялись на поля для посева ржи под зиму. А накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. Поэтому в народе бытует ещё одно название — Хлебный Спас. Русские люди довольно своеобразно толковали этот праздник, считая его благоприятным днём для торговли полотнами и холстами. Также в этот день освящали знамёна с вышитым Нерукотворным Образом Христа (отсюда и традиция освящения военных полотнищ). Этим и объясняется ещё одно название — Холщовый.
Августовские Спасы — время искренних молитв, раскаяния в совершённых поступках и обретения счастья. Весь месяц верующие смогут продолжать духовный рост и развитие, просить Бога о помощи и привлекать в жизнь позитивные перемены. В первую очередь православному христианину утром в день Спаса следует сходить в храм, чтобы причаститься и исповедоваться. (К Таинствам нужно подготовиться заранее). После этого можно разделить радость с близкими за праздничной трапезой, угостив их освящёнными яствами.