Прослышал, что в Ездочном появился танк. Ранним утром сделал подъём и до восхода солнца, памятуя о том, что до 22 июня, самого трагического дня нашей Родины и народа, остались считанные дни, решил пройти по родным местам. Я вышел на Старомасловскую улицу и двинулся в сторону речки Грязновки. Шёл я по асфальтированной дороге, инфраструктура обеспечена. Стройся, уважаемый труженик!
Дошёл до речки и по тропинке пошёл в сторону Оскола. Появились первые лучи солнца. В чаще зарослей мирно щебетали птицы, пели соловьи, вдали куковала кукушка. Понимал, что так, скорее всего, было и в трагический 1941 год. И вот, вдали показались два полотнища, которые слегка развевал ветерок. Я подошёл ближе. Это были знамёна Великой Отечественной войны.
Вот она — Аллея Победы. Рядом танк на песчаном холме, не уступающий по виду Т-34, творению знаменитого конструктора Кошкина. Наши умельцы из Ездочного, работающие в Доме ремёсел, Николай Конов, Александр Лунякин и Николай Урясов, по зову сердца вместе со всем коллективом разработали и соорудили деревянную копию боевой машины.
На башне слева — красная звезда, смонтированы два бака для запасного горючего, строение ориентировано на запад. Рой мыслей и благодарностей тем, кто подарил эту красоту жителям и гостям села. Придался воспоминаниям. С 1955 по 1958 годы я служил в Германии командиром танка Т-34. Я присел у гусениц, открыл поклажу, перекусил. Поднялся и пошёл в сторону Аллеи Победы. Там руками замечательных детей посажены деревья, на каждом размещена бирка, где вписаны имена парней, которые полегли в первые дни сражений. Это Захаров, Трубавин, Должиков, Жилков, Притулин…
Чьи‑то заботливые руки окопали все деревца в радиусе одного метра. Дорогие земляки, спасибо вам, низкий поклон за то, что вы храните память о погибших людях. Я пошёл в сторону села, к центральному обелиску Ездочного. Невольно поднялась рука и сделала крестное знамение. Опустился на колени и стал читать. Первым вписан Андрей Авилов. А я его знал. Я жил с ним рядом. В 1940-м он брал меня с собой пасти коров, переносил на плечах через реку Оскол. Он в 1941 году одним из первых пошёл на фронт. Записался в пулемётчики и в первые месяцы погиб. В доме остались три ребёнка — Николай, Екатерина, Алексей. Страшная потеря для всех.
Я снова вчитываюсь в списки. Считаю… Алёхиных погибло шесть, Бессарабовых — шесть, Верейкиных — четыре, Должиковых — 33, Маликовых — пять, Мишустиных — восемь, Рощупкиных — семь, Трубавиных — восемь, Захаровых — девять, Корниловых — шесть, а всего 310 человек. Поднялся. Невольно оглянулся. Как всё изменилось, похорошело. Вот школа, детский сад, кафе, магазины, Дом ремёсел, музыкальная школа.
Совсем недавно открылась детская площадка, на которой я насчитал 20 отдыхающих ребятишек разных возрастов. По селу проложен асфальт, красиво обсажены дороги деревьями и цветами, разбит прекрасный парк. Спасибо всем, кто вкладывает в эту красоту малой родины свои силы и знания.
Дорогие земляки, признаюсь всем, что толчок этим воспоминаниям, желание написать дали уважаемые жители — Николай Конов, Александр Лунякин и Николай Урясов. Обращаюсь ко всем поколениям! Пронесите через года память, ценность свободы, веру в свою страну, любовь к Родине, за которые сражались солдаты. Они всегда будут нашей духовной и нравственной опорой, залогом мощи и благополучия. Берегите и приумножайте то, что сделано предками, вами и неравнодушными людьми.
Ветеран труда, член землячества святого Белогорья в г. Москве
Иван Иосифович Суравцов