Участники Великой Отечественной войны… Сколько их разного возраста, образования, профессий шагали огненными дорогами, сначала с тяжёлыми боями отступая на восток, потом освобождали оккупированную фашистами территорию. Родная земля знает, кто, падая в бою, поднимался, а кого она приняла навсегда. Написаны огромные тома истории о долгих, незабываемых годах той страшной войны. Названы имена полководцев, офицеров, солдат, защищавших родину, встретивших Великую Победу, и тех, кто отдал за неё жизнь. Но разве обо всех расскажешь?
Практически каждый мужчина был фронтовиком, а тысячи женщин разделили с ними горечь войны. Они были снайперами, разведчицами, санитарами, рядовыми в партизанских отрядах. Заменив мужчин, работали на военных заводах, в полях на тракторах. Пережив в детстве бомбёжки, голод, оккупацию, моё поколение рано стало взрослым. Несмотря на трудные послевоенные годы, многие из нас получили среднее и высшее образование. В 1951 году я окончила учительский институт, через несколько лет педагогический — заочно.
Многие годы работала в сахзаводской, тогда восьмилетней, школе. В воспитательной работе образовательного учреждения всегда на первом месте была патриотическая тема. На внеклассные мероприятия приглашали участников Великой Отечественной войны. Такие встречи дети очень любили. Выйдя на пенсию, я вспоминаю годы работы, тогда мои родители были ещё живы, с чувством вины перед отцом. Часто думаю, почему его, ветерана войны, ни разу не пригласила в школу и в свой класс для встречи с ребятами.
Ему было что рассказать молодому поколению. Мешала скромность, родственность? Но время ушло. Биография Александра Антоновича Самарского начинается с 1892 года. Он — коренной житель чернянской земли. Мой дед был волостным писарем, поэтому отец получил по тому времени приличное образование — три класса школы, и унаследовал красивый почерк. Служил он в царской армии в Москве. Его полк охранял Кремль.
После революционных событий отец вернулся в Чернянку. Несколько лет работал кассиром на маслозаводе №56, принадлежавшем купцу Маркову. В 1927 году стал служащим чернянской райсберкассы, обзавёлся семьёй. Когда началась война, отцу было около 50 лет, поэтому в первые месяцы войны он не был мобилизован. Наша армия отступала, несла большие потери, требовалось пополнение. Папа получил повестку, и мы проводили его на войну.
После двух писем от него мы оказались в немецкой оккупации. Когда освободили Чернянку, вдруг пришла весть из незнакомого города — отец жив! Александр Самарский был рядовым Кавказского фронта. По рассказам, его полк освобождал Новороссийск, Тамань. Шли сражения за Кавказ. Создавалась благоприятная обстановка для освобождения Крыма. Настроение у бойцов было приподнятое.
В бой шли с уверенностью — победим! Однажды отец вынес из‑под огня своего тяжелораненого командира. После войны он приезжал к нам в Чернянку в гости с женой, привёз подарки и благодарил за спасение. В одном из боёв глава семьи был тяжело ранен. Товарищи вынесли его из‑под обстрела, ночью подобрали санитары. После перевязки его перевезли в грузинский военный госпиталь в городе Телави.
Сложные операции, месяцы лечения — и на всю оставшуюся жизнь фронтовик остался со скошенной осанкой и тяжёлым дыханием, без левого лёгкого и части спинных рёбер. После лечения его списали с военной службы. За мужество в боях Александр Антонович награждён орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Кавказа» и другими наградами.
Время было трудное в материальном плане. Ещё шла война. Немного отдохнув, отец вернулся в сберегательную кассу №3918. Он любил свою кропотливую и ответственную работу, и чернянцы его уважали. У окошка кассира всегда была очередь жителей посёлка и сельчан, приехавших проверить облигации по таблице выигрышей — а, вдруг, повезёт.
На восстановление страны требовались большие средства. Зарплаты были маленькими, в семьях каждая копейка была на счету. У кассы замирали с надеждой, что Антоныч, подняв очки, скажет: «Есть одна!». Так проходила жизнь отца в последний год войны и после неё. Ежегодно в Доме культуры в День Победы организовывали торжественные собрания и концерты. Но мы великий праздник отмечали дома — у отца не было выходного костюма, чтобы пойти в клуб. Мы его поменяли на пшено и соль во время оккупации.
Вечером бывшие солдаты собирались на скамейке у чьего‑либо двора и вспоминали о фронтовых дорогах, полевых госпиталях, наступательных операциях и, конечно же, о тех, кто не вернулся с войны. Наши гордость, любовь, память о тех, кто победил фашизм и подарил нам счастье жить в свободной стране, каждый год объединяются в Бессмертном полку. В его рядах есть и портреты моего отца — рядового армии Александра Антоновича Самарского, а также соседей — Николая Шевцова, Николая и Ивана Пивоваровых, Егора Резникова, Григория Пушкина, Павла Бойченко и многих других, завещавших нам любить и беречь Родину.
Жительница посёлка Чернянка
Надежда Овсянникова