Вечер, посвящённый Якову Башкирцеву, служившему на Балтийском флоте, прошёл в малотроицком краеведческом музее. Жители села охотно приняли участие во встрече и задавали вопросы ведущей. У встреч и экскурсий, которые проводит заведующая малотроицким краеведческим музеем Лидия Навроцкая самая частая тема «Нам жить и помнить».
«Стараемся, чтобы мероприятия не повторялись, а посетители получали полную информацию о событиях Великой Отечественной войны, участниками которых были сотни односельчан. Радуемся вместе с посетителями, когда появляется возможность представлять им малоизвестные истории о наших земляках», — рассказала заведующая краеведческим музеем Лидия Навроцкая.
Из сёл и хуторов Малотроицкого сельсовета на фронт ушли 1088, вернулись 529 жителей. Были и такие семьи, которые отправляли на войну несколько человек. У Башкирцевых из Хитрово воевали четыре брата. Вернулся только Яков.
Его призвали осенью 1937 года. Ратная судьба связала парня, видевшего речку всего несколько раз, с морем. Попал на одну из учебных баз Черноморского флота. По завершении учёбы получил специальность моториста надводного корабля, был отправлен служить на Балтику. Присягу принял 1 мая 1939 года в 34-ом истребительном отряде пограничных войск НКВД.
В 1941 году Яков Башкирцев служил в дивизионе сторожевых кораблей погранично-истребительного отряда НКВД Балтийского флота, который был прописан на военно-морской базе полуострова Ханко (Гангут). Когда началась война, перед личным составом базы командование поставило задачу оборонять полуостров, обеспечивая в акватории активные боевые действия Балтийскому флоту. Для этого у базы были вооружение и обученный личный состав.
Гарнизон Ханко насчитывал 25 тыс. 300 человек. Захватить полуостров должна была финская войсковая группа «Ханко». По плану при захвате основной упор делался на неожиданность нападения с моря и штурм с суши. 22 июня база подверглась авианалёту. Население Ханко эвакуировали в Ленинград. 1 июля база подверглась сухопутному штурму, но нападающие, понеся большие потери, были отброшены. Позже финны многократно, но безуспешно пытались прорвать оборону Ханко, а войска вермахта — овладеть островом Осмуссаар.
Расчёты врага по захвату базы не оправдались. Для расширения обороны Ханко морские десантные группы базы заняли 18 ближних к ней островов. На одном из малых сторожевых кораблей, доставлявших десантные группы, потом обеспечивающих их боеприпасами и продовольствием, находился моторист краснофлотец Башкирцев. При высадке десанта на остров Маяк финны дрались ожесточённо. Катера десантников были освещены с берега, по ним вёлся прицельный огонь. Из команды катера, в составе которой был Башкирцев, осталось пятеро.
За отличное выполнение боевой задачи, проявленное мужество Яков получил медаль «За отвагу». Успешно выполняли задачи по сдерживанию финнов, нападавших на полуостров, надводные и сухопутные службы. После неудачных штурмов враг осадил базу. Тем временем 28 августа наши войска оставили Таллин. С приближением зимы обстановка менялась. Бесполезной делалась минно-артиллерийская оборона, закрывавшая вход врагу в Финский залив.
Из‑за ледостава оборона полуострова становилась нецелесообразной. Ставка Главнокомандования приказала эвакуировать гарнизон, но позиционные оборонительные бои продолжались. И лишь с 26 октября по 2 декабря 1941 года корабли Балтфлота в условиях штормов, ледового покрова и минной опасности осуществили переброску с базы в Ленинград и Кронштадт более 22 тысяч краснофлотцев, державших оборону на полуострове.
После эвакуации с базы Ханко, Яков Башкирцев служил старшим команды мотористов на одном из судов отряда сторожевых катеров-охотников Балтфлота. Был ранен, после выздоровления вновь служил во флоте. За мужество и бесстрашие, проявленные в боях с фашистами, стал кавалером ордена Красного Знамени, кроме того получил медали «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 г. г.».
Домой фронтовик-краснофлотец вернулся осенью 1946 года. Вместе с другими земляками Яков Фёдорович поднимал разорённое войной хозяйство, работал конюхом, пасечником, возглавлял партийную организацию колхоза «Возрождение», а в 1947–1950 годах работал в нём председателем. Несколько десятков лет до выхода на пенсию трудился на разных должностях в объединённом хозяйстве на территории Малотроицкого сельсовета.
Директор малотроицкого Дома культуры
Евгения Костромина