Нина Павловна отпраздновала юбилейный день рождения в кругу родных, друзей и поделилась воспоминаниями о своей жизни. Поздравила её и глава администрации Ольшанского сельского поселения Светлана Мельникова. В семье Павла и Мавры Захаровых было семеро детей, Нина — третий ребёнок. В 10 лет она помогала главе семейства, вернувшемуся с Гражданской войны инвалидом, и матери-поварихе, готовившей обеды колхозникам. Когда началась война, мужчины ушли на фронт, а женщины продолжили работать в колхозе.
С продвижением германских войск на восток население активно помогало Красной армии — шло в ополчение, возводило линии. Не оставалась в стороне молодёжь. Вместе с десятками ребят и девчат, которые поддерживали порядок на аэродроме в Чернянке, работала Нина Захарова. Зимой подростки очищали взлётную полосу от снега. Труд был нелёгкий, но интересный — на аэродроме быстрее узнавали фронтовые новости.
Летом 1942 года чернянская и сельская молодёжь рыла окопы на Запеске, в Морквино и под Новой Масловкой. Спали на соломе, при налётах авиации прятались в погребах. Перед самой оккупацией Нина с десятками других подростков рубили орешник у Красной мельницы и вязанками носили его к линии готовящейся обороны. Щитами из хвороста красноармейцы закрепляли стенки окопов, чтоб не осыпались. Однажды работы были прерваны появлением вражеских танков. Так девушка впервые увидела фашистов.
С первых дней оккупации в каждой сельской избе появились гитлеровские солдаты. У Захаровых, где и без того было тесно, на постое находились несколько солдат-венгров. В течение всего оккупационного срока взрослые и дети, чтобы выжить, боялись лишний шаг сделать, сказать что‑то не так. И все с нетерпением ждали освобождения. Оно пришло зимой 1943 года.
Сельчане вновь стали активно помогать фронту, чистили дороги от снега для нормального продвижения частей Красной армии. Весной практически все трудоспособные жители сёл включились в полевые работы. Техники не было, пахали на коровах, сеяли вручную. Подростки трудились наравне со взрослыми. Выращенные хлеб и травы на сено убирали вручную серпами и косами, молотили рожь и пшеницу цепами. За труд получали трудодни. Перед работами многие девчата из села Захарово, как и Нина, набрав овощей и яблок, бежали на рынок. Вырученные рубли шли на уплату налогов, которыми было обложено всё живое и неживое, что имелось на подворьях.
«Чтобы в семьях были хоть какие‑то деньги, сельские девчата ездили под Ленинград на торфоразработки. Чтобы поехать туда, паспорта не требовались. На добыче торфа после войны побывала с подругами и я. Молодыми были, любое дело было по плечу, а всякую работу выполняли без жалоб и стонов, а больше с песней! Однажды пришла в наш колхоз разнарядка на нескольких лошадей. А получать их надо было в Чечне. Командировали от колхоза за ними отца, а ему понадобился помощник. Взял меня. В Чечню ехали поездом, а уж оттуда табун гнали «верхами». И хоть бы что», — вспомнила Нина Павловна.
Своего будущего супруга она знала с детства, росли на виду друг у друга, кстати, фамилия у него была тоже Захаров. Не успели, как говорят в таких случаях, молодые свадьбу сыграть, как призвали мужа на службу в армию. Прощаясь перед отъездом, наказал супруг, если родится сын, назвать Александром, если дочь — Ниной. На свет появился Александр. С мужем жили долго в любви и согласии, построили дом, как все, трудились в колхозе. Отпраздновали золотую свадьбу, мечтали о бриллиантовой. Не случилось, ушёл любимый супруг из жизни. Сын стал архитектором, живёт на Кубани. У него три дочери. Младшие Елена и Марина — врачи. Старшая Людмила несколько лет назад переехала из Ростова-на-Дону на малую родину отца, в село Захарово, и живёт с бабушкой.
В колхозе Нина Захарова трудилась более полувека. Заработала звание ветерана труда. И, как зеницу ока, бережёт медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Не каждый подросток военной поры удостоен такой высокой награды.