До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем по закону должна была оставить его, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать её замуж, но Мария объявила им о своём обещании Богу — остаться навсегда девою. Тогда священники обручили её дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о ней и охранял её девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединённую жизнь, как и при храме.
Спустя четыре месяца по обручении ангел явился Марии, когда она читала Священное Писание, и, войдя к ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между жёнами». Архангел Гавриил возвестил ей, что она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.
Мария в недоумении спросила ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда архангел открыл ей истину, которую он принёс от всемогущего Бога: «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему».
«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, — напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. — Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от архангела Гавриила и не от своего наречённого мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе — христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребёнка, но что сам Бог отождествил себя с этим ребёнком и со всем, что произойдёт в его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда он слышит человеческое согласие: «Да будет Мне по слову Твоему», — лишь тогда слово становится плотью.
Так начинается евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная вечеря и арест, распятие и Воскресение…».