Праздник Крещения Господня установлен как воспоминание евангельского события (Мф. 3:13-17, Лк. 3:31-22) о том, как Христос пришёл на берег реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи. Поэтому история Крещения и Богоявления начинается с выхода Иоанна Предтечи, который по материнской линии был родственником Господа (в родстве были Дева Мария и мать пророка — Елизавета), на служение.
До своего явления людям пророк Иоанн подвизался в пустыне, где вёл строгий образ жизни — носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, не пил вина, питался только диким мёдом и акридами (родом крупной саранчи, которую традиционно считают пищей аскетов). Когда ему исполнилось 30 лет, Иоанн вышел на проповедь, в которой призывал народ Израиля раскаяться в своих грехах (прежде всего в идолопоклонстве) и креститься в знак покаяния в водах реки Иордан. Однако главное, к чему он призывал людей, — быть готовыми к приходу обещанного Богом Мессии. Таким образом, служение пророка Иоанна было приуготовлением к служению Господа Иисуса Христа — именно поэтому его называют Предтечей Господа.
Как сообщает нам Священное Писание, в тот момент, когда Иоанн крестил людей в Иордане, туда пришёл и Господь. Евангелие от Иоанна называет место, где это случилось, Вифаварой (Ин. 1, 28). Видя Спасителя, который пришёл на реку, Иоанн Предтеча сказал бывшим при нём людям: «Вот Агнец Божий, который берёт на Себя грехи мира» (Ин. 1, 29). Этими словами он пророчествовал об истинном предназначении Иисуса Христа — пострадать за грехи мира, а также указал на Его Божественную природу и скорое спасение людей. Христос пришёл к Иордану, чтобы так же, как и остальные приходившие, креститься от руки пророка.
Для чего же было необходимо креститься Господу, который был воплощённым Богом и не имел на Себе греха? Ведь этому желанию Иисуса Христа удивился и сам Иоанн Предтеча, который спросил Его: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14). На это Спаситель ответил следующее: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). В этих словах Христа можно выделить несколько важных моментов:
во-первых, Иисус Христос, как рождённый в среде народа избранного, должен был исполнить весь закон, данный людям от Бога, то есть реализовать в Себе весь Ветхий Завет, в более широком смысле — просто следовать воле Божией;
во-вторых, не имея ни одного греха, Господь берёт на себя все грехи мира, тем самым делая Крещение началом Своего искупительного крестного пути;
в-третьих, Крещение в Иордане стало знаком того, что спасение человека и Царство Небесное, которое предвозвещали ветхозаветные пророки, уже приблизилось. Теперь свой шаг навстречу должны были сделать сами люди.
После ответа Господа Иоанн крестил Его в водах Иордана через омовение и возложение рук. В древнем Израиле омовение в проточной воде было знаком очищения от совершённого греха, отрицанием греха, обещанием начать новую жизнь. Именно поэтому таким способом крестил людей и пророк Иоанн.
В тот момент, когда Христос помолился и стал выходить из воды, произошло чудесное событие — в видимых и доступных для понимания образах людям явилась вся Пресвятая Троица: Бог Отец в виде голоса из отверзшихся небес, Бог Дух Святой в виде голубя, а Бог Сын уже был явлен в личности Иисуса Христа.
Голос Бога Отца возвестил исполнение ветхозаветного обета о приходе в мир Мессии: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение» (Мф. 3, 17). Этих слов весь мир ждал с момента исхода первых людей Адама и Евы из рая. Они означали, что тот, кто был обещан Богом, уже явился в мир и теперь выходил на своё служение.
Неслучаен был и образ голубя, в котором на Иисуса Христа сошёл Бог Дух Святой. Возможно, это было связано с тем, что со времён праведного Ноя голубь был символом примирения, в частности Бога и человека. Таким образом, это был видимый знак того, что отныне Бог окончательно примирился с человечеством, и наступило время возвращения людей к своему Творцу.
Когда происходит освящение воды? В храмах великое освящение воды происходит в Крещенский сочельник — утром 18 января и в сам праздник Крещения — утром 19 января. Водосвятный праздничный молебен и 18, и 19 января начинается сразу после литургии — в храме или на улице, на водоёме около специально устроенной проруби, которую называют «иордань».
Во время шествия к месту освящения совершается каждение и поются специальные тропари, раскрывающие смысл Крещения Христа и связь этого события и освящения воды. В молитвах говорится о придании ей различных благодатных даров, а также помощи и просвещении тех, кто набирает её для пития, кропления, освящения домов. Вода, освящённая в Крещенский сочельник и сам праздник, имеет совершенно одинаковые свойства и силу.
В ночь с 18 на 19 января все земные воды являют присутствие благодати Божией. Однако верование в то, что в ночь Крещения освящается всяческая вода, не уравнивает всю воду с той водой, которая освящается в храме. Освящение вод в крещенскую ночь — это однократное проявление Божией благодати. Освящённая же в храме крещенская вода не утрачивает свою силу со временем. То, что в этот день вся вода освящается, не умаляет и не отменяет таинства освящения воды в храме.
Крещенская святая вода — величайшая святыня Церкви. Чтобы она помогла человеку, использовать и хранить её надо разумно и бережно. Крещенскую воду в сочельник и сам праздник Крещения можно пить в течение всего дня. В другие дни, по установившейся традиции, крещенскую воду принято пить натощак.
Хранить святую воду можно дома в чистом месте. Не нужно хранить её рядом с продуктами, бакалеей. Не стоит и держать её в холодильнике — святая вода, как правило, не портится. Сосуд лучше хранить рядом с иконами и другими освящёнными предметами. И важно помнить, что святую воду надо не просто «хранить», но и регулярно употреблять.
Единого «питьевого режима» для святой воды не существует. Главный принцип — не считать, что крещенскую воду можно употреблять только в случае каких-то страшных болезней или неурядиц. Это не магическая панацея, а средство благодатной помощи. Пить святую воду нужно благоговейно, с молитвой, понимая, что вы принимаете святыню. Если крещенской воды осталось мало, можно добавить её в обычную воду, от этого сила крещенской воды не изменится. Святую воду можно не только пить, но и помазывать ею себя, как святым маслом.
В день Крещения принято не только пить святую воду, но и окроплять ею помещения и вещи. Это делается, чтобы они стали не только нашими, но Божьими. Чтобы все живущие в освящённом доме всегда могли сказать друг другу: «Христос посреди нас».
Если этой водой кропят жилище и животных, то любому человеку тем более не возбраняется её употреблять. Конечно, из этого не следует, что некрещёных надо специально поить крещенской водой. Если человек верит в Бога, но ещё не крестился, и если при этом он испытывает благоговение к церковной святыне, то это будет только во благо.
Если некрещёный — неверующий человек и просто, ничего не понимая, решил её попить — тоже ничего страшного не произойдёт. Но если человек не просто не верующий, а богоборец, и специально пьёт эту воду со злым чувством, то такое потребление крещенской воды нельзя рекомендовать.
Как правило, святая вода не портится. Но, если вдруг в святой воде начнутся естественные процессы разложения каких-то организмов, это не значит, что вода не святая. Если всё же крещенская вода испортилась, то по обычаю её надо вылить в какое-нибудь «непопираемое место». Это либо специальное место при храме, куда сливают при необходимости святую воду, либо река. Можно вылить на газон или под дерево. Не стоит выливать святую воду в канализацию, потому что символические действия имеют значения для нашей души.
К празднику Крещения на водоёмах появляется прорубь — «иордань», обычно высекаемая во льду в форме креста. На реках и других водоёмах в этот день также происходит великое водосвятие по такому же чину, что и великое освящение воды в храме.
Купание в проруби никакого отношения к духовной жизни не имеет. Это одна из традиций, которая, к сожалению, переросла в суеверие. Нужно подходить с рассуждением к подобным процедурам, беречь своё здоровье и не рисковать им. Людям, которые не ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, на мой взгляд, никакой духовной пользы от купания в проруби не будет. Многие из тех, кто традиционно погружается в прорубь на Крещение Господне, говорят потом, что по выходе из холодной воды они испытали облегчение и эйфорию: «Будто заново родился, все грехи в проруби оставил». Этому состоянию есть медицинское объяснение. Погружение в ледяную воду — большой стресс для организма. А при стрессе в кровь выбрасывается гормон адреналин, под воздействием которого и возникают подобные ощущения. Ничего общего с духовностью это состояние не имеет.
Люди считают, что, придя раз в год на Крещение к проруби, они тем самым ведут христианскую жизнь. Это глубокое заблуждение. Не нужно этим убаюкивать свою христианскую совесть. Также бытует мнение, если человек окунётся в проруби три раза, Господь тут же отпустит все его грехи. Это тоже неправда, потому что грехи отпускаются человеку в Таинстве Исповеди, и то при глубоком, сокрушённом и покаянном чувстве, когда человек изо всех сил покаялся перед Богом и начал вести борьбу с грехом. Именно тогда Господь, видя эти труды, и отпускает человеку грехи — опять же в Таинстве Исповеди, а не в проруби. Не бывает такого, что человек грешит весь год, потом окунается в проруби три раза и освобождается от греха. Люди не понимают, что как жили они во грехе, так и будут жить, если не обратятся к истинному и глубокому покаянию и не приступят к исповеди.