Local Logo
Новости Чернянского района Белгородской области
103.44
+0.73$
106.25
+1.39
+0 °С, облачно
Белгород

Парижские архивы хранят тайны чернянских купцов Найденко

17 ноября 2022, 08:19КультураФото: архив чернянского районного краеведческого музея

Мы узнали о судьбе одной из дочерей фабриканта из документов французского бюро по защите беженцев и апатридов.

Чернянский краеведческий музей отметил в ноябре 35-летие. Большую часть своей жизни он располагался на втором этаже здания управления культуры, однако вот уже семь лет его история тесно связана с историей купеческой семьи Найденко.

С декабря 2015 года хранилище древностей нашего района принимает посетителей в старинном здании — доме купца второй гильдии Давида Петровича Найденко. Это красивый двухэтажный особняк с высокими дверными проёмами, лепниной на потолке и печными изразцами, и сегодня поражающими воображение посетителей своим изяществом и тонкой работой. Но кто же такие купцы Найденко? Чем они занимались, как жили? Музейные фонды, к сожалению, хранят об этом очень мало информации. Попробуем немного приоткрыть завесу тайны и узнать, как сложилась их судьба.

Известно, что Давид Петрович вместе со своими сыновьями Сергеем и Иваном был владельцем маслобойного завода, который существует в Чернянке и сегодня. По данным справочника фабрик и заводов России, изданного в 1910 году, завод имел паровой двигатель мощностью 100 лошадиных сил и выпускал 75 тысяч пудов подсолнечного масла и 110 тысяч пудов жмыха в год. При заводе работала крупорушка, которая вырабатывала 100 тысяч пудов гречневой крупы. На заводе трудились 100 рабочих.

То есть, судя по масштабам производства, можно предположить, что купцы Найденко были достаточно крупными фабрикантами. Иван Давидович к тому же в 1916 году был членом учётно-ссудного комитета по торговым кредитам Курского отделения государственного банка. После революции завод был национализирован и стал собственностью государства. Та же участь постигла купеческий дом. А вот информации о самих купцах больше не встречается нигде. Что стало с семейством Найденко? Были ли они уничтожены советской властью, нашли с ней общий язык и остались на родине или им пришлось эмигрировать, как и большинству российских граждан купеческого и дворянского сословия?

К сожалению, интересоваться судьбой «эксплуататоров пролетариата» и «буржуев» в советское время было не только не принято, но и опасно. Поэтому на долгие годы имена чернянских купцов были преданы забвению. Сегодня же у нас есть возможность заглянуть в архивы, а благодаря всемирной паутине даже в зарубежные, и хоть немного прояснить ситуацию.

Документы государственного архива Белгородской области позволяют дополнить картину предпринимательской деятельности Найденко. В журнале проверки торговых и промышленных предприятий по Новооскольскому уезду за 1891 год указано, что новооскольскому купцу Давиду Петровичу Найденко принадлежала винная лавка в слободе Чернянке, заведовал которой приказчик второго класса крестьянин Яков Трофимович Нечепуренко. Кроме того, Давид Петрович являлся владельцем красной (т. е. мануфактурной) лавки, в которой заведовал сам лично «при сыне Иване Давидовиче Найденко», а также трактирного заведения, приказчиком в котором служил крестьянин Яков Петрович Татаренко. Стоит отметить, что в документах того времени фамилии писали немного иначе — Найденков, Нечепуренков, Татаренков и т. д. Старший сын Давида Петровича Сергей числился собственником красной лавки, в которой заведовал сам лично.

Фото: архив чернянского районного краеведческого музея

Вероятно, торговые дела купца и его сыновей шли хорошо, так как уже через три года они построили прекрасный дом и примерно в это же время — маслобойный завод. Есть в белгородском архиве крупицы информации и о личной жизни Найденко. Согласно метрическим книгам Успенской церкви 13 января 1884 года у Сергея Давидовича и его жены Марии Павловны родилась дочь Нина, а 27 апреля того же года Иван Давидович в возрасте 22 лет сочетался законным браком с семнадцатилетней новооскольской мещанкой Агрипиной Васильевной Силиной. Через пять лет, 11 января 1891 года, у Ивана и Агрипины родилась дочь Лидия. Восприемниками (крёстными родителями) девочки выступили новооскольский купец, её дедушка Давид Петрович Найденко и новооскольская мещанка Раиса Ивановна Силина, возможно, её бабушка или другая близкая родственница матери — Агрипины Найденко (в девичестве Силиной).

К сожалению, сохранились далеко не все метрические книги, поэтому полную картину жизни рода Найденко по ним составить нельзя. Например, о возрасте главы семейства Давида Петровича можно лишь догадываться. Если младшему сыну в 1884 году 22 года, то ему должно быть не менее 42. Обнаруженные позднее списки русских эмигрантов, похороненных в Праге на Ольшанском кладбище, дали нам информацию не только о месте последнего упокоения старшего сына, Сергея Давидовича, но и его год рождения — 1858. То есть, в 1917 году Давиду Петровичу было как минимум 77 лет. И, скорее всего, Великую Октябрьскую революцию и бегство своих детей за рубеж он уже не застал.

А о том, что они бежали, говорит не только факт смерти Сергея в Чехословакии в 1922 году, но и несколько весьма интересных документов из парижского архива OFPRA (Французское бюро по защите беженцев и апатридов). Этот архив хранит документы по делам русских беженцев во Франции с 1924 по 1952 годы, и среди них есть сведения об Александре Кою-Карайван, урождённой Найденко — дочери Сергея Давидовича и Марии Павловны Найденко (в девичестве Пащенко).

справка для получения удостоверения личности русского беженца
Фото: архива OFPRA (Французское бюро по защите беженцев и апатридов)

Александра Сергеевна прибыла в Париж из Харькова в 1927 году под фамилией Данилевская (по первому замужеству). Срок действия советского паспорта, с которым она приехала через посольство Франции в Москве, истёк в январе 1930 года. «С этого времени данное лицо полностью порвало с Советами, больше не пользуется покровительством властей СССР и заключило брак с русским беженцем», — говорится в справке, выданной ей для получения удостоверения личности русского беженца. Есть аналогичная справка, выданная Софии Сергеевне Лепёхиной (урождённой Найденко, в первом замужестве Орловой).

В личном деле Александры есть рекомендательное письмо, написанное председателем московского землячества в Париже, доктором медицины Михаилом Степановичем Зерновым. В нём он подтверждает, что был лично знаком с её родителями, хорошо их знал по России. Жили они в слободе Чернянка Курской губернии, а их дочь Александра родилась 8 апреля 1895 года и была крещена в православной церкви. Михаил Степанович также указал на тот факт, что во Франции уже живут братья и сёстры Александры Сергеевны, но, к сожалению, не назвал их имён.

Александра Сергеевна пережила своего мужа, Валентина Петровича Кою-Карайван, на 38 лет и скончалась в 1977 году. Оба они похоронены на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Вероятно, детей у них не было, так как, согласно документам, заявила о смерти племянница Ирина Хандамирова.

Французские архивы лишь немного приоткрыли завесу тайны над судьбой семьи чернянского купца Давида Петровича Найденко. Есть надежда, что со временем оцифрованных и доступных в сети Интернет документов появится больше, и мы сможем узнать интересные факты и о других его детях и внуках. Пока же госпожа История, показав нам лишь краешек этой нити, хранит загадочное молчание.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Анастасия Слепцова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 10:57
Сергей Лавров согласился с необходимостью создания Международной ассоциации по фактчекингу
Материал
ОбществоВчера, 09:44
Вячеслав Гладков: «3 000 бойцов воспользовались мобильным стоматологическим комплексом»
Материал
Общество13 января , 13:00
Вячеслав Гладков поставил задачу усиления мер безопасности в школах Белгородской области