С 1 января 2025 года МРОТ составит 22 440 рублей (вместо 19 242 рублей). Показатель нужен работодателям для расчёта ряда выплат сотрудникам: зарплат, отпускных и командировочных, больничных.
Повышение окладов не единственный способ довести уровень зарплаты до минимального размера оплаты труда. Сделать это можно за счёт иных выплат. Допустимо использовать, например, спецдоплаты сотрудникам, у которых зарплата ниже МРОТ.
Ряд выплат нельзя включать в расчёт минимального размера оплаты труда. К ним относят:
- оплату сверхурочной, ночной работы, работы в выходные и праздники;
- зарплату внутренних совместителей (её выплачивают по отдельному трудовому договору);
- доплату за совмещение должностей;
- выплаты, которые не являются элементом оплаты труда, поскольку носят социальный, а не стимулирующий характер (к ним могут отнести, к примеру, премии к праздникам).
Одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников является обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, которое включает её индексацию в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Работодатели индексируют заработную плату в порядке, закреплённом в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах. Если в указанных документах порядок индексации не установлен, это необходимо сделать, например, путём внесения соответствующих изменений (дополнений) в локальный нормативный акт, касающийся оплаты труда.
Вместе с тем, как указал Верховный суд РФ, индексация — это не единственный способ повышать уровень реального содержания заработной платы. Исполнить обязанность по такому повышению можно и периодически увеличивая заработную плату безотносительно к порядку индексации, например, путём повышения должностных окладов, выплаты премий (пункта 10 обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации №4 (2017), утверждённого президиумом Верховного суда РФ 15.11.2017 года).
Учитывая изложенное, рекомендуем установить в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах порядок индексации заработной платы. Его отсутствие в указанных документах может быть расценено как нарушение статьи 134 ТК РФ, в связи с чем есть риск привлечения к ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ, а при повторном совершении аналогичного правонарушения — по части 2 статьи 5.27 КоАП РФ.