Приосколье31

Футбольный тренер Сергей Шариков: «Ставьте перед собой высокие цели и добивайтесь их»

23 октября , 08:12СпортФото: личный архив Сергея Шарикова

Юная жительница посёлка Чернянка Вероника Драгина взяла интервью у талантливого спортсмена и наставника.

Футбол — самый популярный вид спорта в мире. Мальчишки и девчонки всех возрастов с радостью бегают с мячом. В чём заключается работа детского тренера, какими качествами он должен обладать, и какие подводные камни могут быть в этой профессии? Всё это и даже больше — в нашем интервью с Сергеем Шариковым. Он работает в московской академии футбольного клуба «Спартак» и тренирует ребят 2015-2016 годов рождения. До этого Сергей Александрович 4,5 года работал в Чернянке и передавал мастерство мальчишкам в нашем футбольном клубе «Каскад».

— Как давно Вы тренируете футболистов и почему выбрали именно эту профессию?

— Всё очень просто. Тренер — это человек, который всегда развивается. Он общается с огромным количеством людей и собирает весь их опыт, аккумулируя из него закономерности, которые влияют на жизнь социума и его отдельных членов. Тренер раздаёт эти накопленные знания всем, с кем взаимодействует, изменяет восприятие мира этими людьми. Помогает убеждать в необходимости принятия очевидных истин. Тренер вдохновляет, заставляет начать действовать, сдвинуться с мёртвой точки, отбросить страхи, стать лучше и никогда не сожалеть об этом. Я считаю, что это стоит того, чтобы выбрать профессию тренера как любимое дело всей моей жизни. Работаю с 2015 года.

— Как проходят Ваши тренировки? Есть ли какие-то особенности?

— Самое главное — это то, что тренировка по футболу должна быть тренировкой по футболу! На каждое занятие я готовлю подробный план-конспект. Определяю фокус и готовлю упражнения, которые соответствуют задаче. В своих занятиях я использую игровой метод, потому что это внутренняя мотивация и интерес, минимум изолированных и скучных упражнений. Пять видов упражнений, с которыми я иду по жизни: техническое, упражнение без оппонента, ситуативное, тематическое, тематический матч и в конце тренировки обязательно матч.

— Тяжело ли работать с детьми?

— Как сказал Ринус Михелс (бывший тренер национальной сборной Голландии — прим. автора): «При работе с детьми основная масса внимания тренера должна быть сфокусирована не столько на их технике, сколько на воодушевлении, с которым они играют, на том, как развивается их игра, на её зрелости, на их боевом настроении и на получаемом от игры удовольствии». Мне моя работа очень нравится, с детьми я легко нахожу общий язык, это мои друзья вне зависимости от их возраста.

— Бывают ли слишком требовательные родители или те, кто хочет сделать из своего ребёнка звезду футбола? Что можете им посоветовать?

— Родители, которые начинают постоянно давить на ребёнка, ломать его и делать из него чемпиона, даже применять рукоприкладство за ошибки и проигрыши, тем самым отбивают природное желание включаться в эту игру, получать от неё наслаждение. Таким взрослым очень сложно что-либо объяснить, они считают себя правыми. А ведь они забывают самое главное — все реальные звёзды футбола стали таковыми, благодаря своему внутреннему непреодолимому желанию играть. Даже иногда вопреки воле своих родителей. Совет лишь один — отстать от детей и дать им спокойно играть и наслаждаться. Футбол — это игра. Игра детей, а не родителей!

Фото: личный архив Вероники Драгиной

— Как Ваши юные футболисты реагируют на поражение?

— Кто-то расстраивается сильно и переживает. Эмоции захлёстывают, и справиться с ними очень сложно. Это очень трудный момент, и одного рецепта для таких случаев, конечно, нет. Каждый ребёнок индивидуален в психологическом плане. Поэтому нужно уметь быстро переключаться, но ошибки свои не забывать, делать из них правильные выводы и двигаться дальше. Футбол — это эмоции, и у каждого они разные.

— Какие задачи чаще всего приходится решать тренеру?

— При работе с детьми главные задачи для меня — максимально эффективно развить то, что в ребёнке уже есть, и помочь приобрести новые навыки.

— Футболист — это сложная профессия?

— Это очень тяжёлый ежедневный труд, справиться с которым по силам далеко не каждому. Футболист, как и любой другой спортсмен, должен обладать хорошей координацией движений, высоким уровнем развития моторной памяти, быстрой реакцией, отменным здоровьем и стремлением к самосовершенствованию и самореализации. При выборе этой профессии также стоит принимать во внимание тот факт, что пенсионный возраст футболиста начинается очень рано — в 30-36 лет. И далеко не каждый спортсмен после окончания игровой карьеры может почивать на лаврах. Большинству малоизвестных игроков приходится искать новые сферы деятельности.

— Что сложнее для Вас: играть или тренировать?

— «Быть тренером значительно сложнее, чем игроком. На поле ты управляешь только мячом, а у бровки ты управляешь людьми», — это слова великого тренера Валерия Васильевича Лобановского. Я считаю, что легче играть, чем тренировать. В игре футболисты всегда отвечают только за свою работу: защитник — за оборону, полузащитник — за развитие атаки, нападающий — за забитые мячи, вратарь — за ворота, а тренер в ответе за всю команду. Так что наставником быть, конечно, сложнее.

— Какое главное качество у тренера?

— Футбольный тренер обязан быть мастером коммуникации, чутким и хорошим психологом и обладать харизмой. Без харизмы стать по-настоящему крутым тренером очень сложно. Это фундаментальные качества, на которых строится успех. Каким бы грамотным и образованным ни был человек, у него мало что получится, если он не будет обладать этими качествами.

— Какой совет можете дать ребятам, которые только начали свой футбольный путь?

— Ставьте перед собой самые высокие цели и добивайтесь их. Но стать футболистом — это не самая главная задача в жизни. Как говорил мой первый тренер, во-первых, надо слушаться и уважать родителей; во-вторых, учиться, и только на третьем месте — футбол.

— Спасибо за интересную беседу, Сергей Александрович! Новых побед Вам и Вашим воспитанникам!