Local Logo
Новости Чернянского района Белгородской области
100.68
+0.46$
106.08
+0.27
+2 °С, ясно
Белгород

Специалисты чернянского центра психологической помощи рассказали об опасности буллинга

6 апреля , 08:28Общество
Фото: ru.freepik.com

При этом страдают три стороны конфликта.

Термин «буллинг» вошёл в нашу жизнь относительно недавно. Но вот с его проявлением — травлей, дети сталкивались во все времена. В 1983 году вышел фильм Ролана Быкова «Чучело», в котором рассказывалось о самоутверждении группы одноклассников за счёт систематического унижения девочки и о запоздалом раскаянии. Но если 40 лет назад это явление многим показалось страшным, вопиющим и исключительным, то сегодня буллинг становится насущной проблемой детских коллективов вплоть до младшей школы. 

В своей статье мы постараемся дать ответы на вопросы — почему дети кого-то травят? Что делать, если твой ребёнок подвергся буллингу, и почему нельзя замалчивать или предоставлять несовершеннолетнему «самому разбираться» с этой ситуацией. С четырёх-пяти лет у малышей возникает потребность в общении со сверстниками и принадлежности к группе. С возрастом она лишь усиливается: детям нужно ощущать свою сопричастность к коллективу. Это помогает им не только обретать навыки общения, но и учиться жить по правилам какой-то социальной группы. В коллективе ребёнок познаёт себя, окружающий мир и правила взаимодействия в нём. Появляется желание принадлежать к чему-то большему, и жизненно необходимо чувство групповой сплочённости. При этом группу должно что-то объединять — общий интерес.

На первый взгляд, в школе достаточно предпосылок к объединению, но дети не всегда и не все мотивированы на учёбу. Когда в одном месте собираются подростки одного возраста из разных социальных групп, и, если они ничем не объединены, рано или поздно случается открытие: оказывается, можно сплотиться против кого-то. Проблему школьной травли также могут усиливать нездоровые социокультурные установки, полученные от взрослых:

«Насилие — это адекватный способ коммуникации». Жестокие методы воспитания в семье, высокий уровень агрессии во взрослом обществе делает детей более терпимыми к насилию и жестокости в своих группах: «Мы сильные, а он слабый. Значит, мы имеем право вести себя с ним как хотим».

«Нельзя выносить сор из избы». Эту установку дети могут перенимать от своих родителей или преподавателей: «Нельзя рассказывать о проблемах в семье\коллективе, это позор», «Нельзя жаловаться — это слабость и стыд». В результате жертвы и свидетели школьной травли попросту боятся сообщить о проблеме в классе.

«Жертва сама виновата» — оправдание агрессора и осуждение жертвы. Если дети видят, что в обществе считается нормальным обвинять жертв насилия, они с большей вероятностью примут эту модель поведения: «Ну раз её все не любят, значит, она сама виновата, что-то сделала не так, не умеет общаться, чем-то отличалась. Сама напросилась!».

Как понять, что твоего ребёнка травят?

Он возвращается из школы подавленный, часто плачет без очевидной причины, ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни, у него нарушены сон и аппетит, появились синяки и ссадины на лице или теле, порвана одежда — это признаки, которые должны заставить родителей бить тревогу. Важно не путать травлю с непопулярностью и конфликтом: если кого-то из детей в классе не любят, у него нет друзей, его неохотно принимают в игру, но насилия в его адрес нет, это не травля, а непопулярность. Конфликт чаще возникает спонтанно. Он не планируется заранее и сопровождается выплеском накопившихся эмоций. В конфликте обе стороны ответственны за происходящее, а травля — это спланированное систематическое унижение одного ребёнка группой других детей.

В процессе буллинга всегда присутствуют три стороны: агрессор — он же буллер, зачинщик травли. Сюда же можно отнести последователей — тех, кто подхватывает идеи «лидера». Жертва — ею может стать любой. Наблюдатель — тот, кто не вмешивается, а лишь смотрит на издевательства со стороны. Жертвой травли чаще всего становятся дети, которые чем-то отличаются от остальной группы: особенности внешности или здоровья, небогатая семья, низкая успеваемость, застенчивость, замкнутость. Дети-жертвы чаще всего имеют низкую самооценку, с неразвитыми навыками общения, остро нуждаются в одобрении окружающих, гиперответственны.

В роли агрессоров обычно выступают один-три ребёнка из класса. Это зачинщики: авторитетные лидеры группы, наиболее популярные дети. Именно они решают, кто и по каким признакам станет «жертвой» и как её будут «травить»: физическое насилие, словесные издёвки или молчаливый бойкот. Для агрессора присущи: низкий уровень эмоционально-поведенческого самоконтроля, импульсивность, тяга к демонстративным поступкам и вниманию, одобрению группы, низкий уровень эмпатии — способности к сочувствию.

Чаще всего агрессорами становятся дети с характерными проблемами в семье: ребёнок видит холодные, отстранённые взаимоотношения между членами семьи, привыкает совершать какие-то провокационные действия для привлечения внимания, которого ему не хватает. Ребёнок переживает или наблюдает за физическим или психологическим насилием со стороны взрослых, он привыкает к установкам: «Прав тот, кто сильнее», «Ты или сильный, и тебя боятся, или слабый — и тебя унижают».

Есть в этих разборках и третья сторона — наблюдатели. Это детский коллектив, на глазах которого, и с чьего молчаливого согласия, происходит травля. Три «участника» издевательств, и жертвы будет тоже три. Травля, унижения, преследование жертвы оставят негативный отпечаток на психическом здоровье и развитии всех участников буллинга. Очень важно осознать, если травят не вашего ребёнка, а наоборот, это тоже очень серьёзно.

Школьник, который не принимает участие в травле, вынужден молча смотреть на насилие, испытывая тяжёлое психологическое давление, чувствуя себя беспомощным. Он не стал жертвой, поэтому вроде как не имеет права «просить о помощи», не хочет быть агрессором и участвовать в травле, но и внутренних ресурсов на защиту жертвы у него нет. Это приобретённое чувство подавленной вины и беспомощности может повлиять на развитие ребёнка. 

Дети, участвующие в травле под началом агрессора, привыкают к слепому подчинению авторитетам. В будущем они могут быть более уязвимыми перед манипуляциями (в рабочем коллективе, личных отношениях), зависеть от мнения авторитетов. Такая позиция также приучает ребёнка к отказу от личной ответственности, что пагубно сказывается на развитии во всех сферах жизни.

Безнаказанная травля укрепляет в ребёнке установки «Кто сильнее, тот и прав», «Насилие приемлемо», и во взрослой жизни это может привести к трудностям во взаимоотношениях с людьми, проблемам с законом. А если агрессор в какой-то момент раскается и осознает тяжесть своего поступка, в будущем он может испытывать чувство стыда и вины, даже ненависть к себе. И, конечно, самая тяжёлая психологическая травма наносится жертвам буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, они помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей. Травля усиливает социальные страхи и комплексы ребёнка, утверждает его в том, что окружающий мир враждебен, ведёт к самоизоляции. На фоне травли могут сформироваться невротические расстройства и депрессия.

Школьная травля НИКОГДА не касается только жертв или детей-агрессоров. Это тяжёлое испытание, в котором страдает весь коллектив. Поэтому важно не только защитить пострадавшего ребёнка, но и инициировать работу со всем классом: разобрать роли, выяснить мотивы и ошибки каждого из детей. А родителям крайне важно знать и учитывать в воспитании факторы, которые могут поставить ребёнка под этот психологический удар.

Что делать?

Любому родителю страшно представить своё чадо в той или иной роли. Снизить количество жертв насилия среди детей в силах каждого родителя. Необходимо ежедневно уделять время на разговор с ребёнком об отношениях со сверстниками, о его впечатлениях, о событиях дня, объяснять, что рассказать о своих проблемах взрослому — это не слабость, а мудрое решение. Выразите ребёнку благодарность за доверие, если он делится — это очень ценно, повышайте его самооценку через поощрение за выполненные задачи, похвалу за успехи. Сравнивать его нужно не с другими детьми, а с ним самим вчера, неделю назад, акцентируя внимание на положительной динамике. Нужно учить его отстаивать свои границы, подавая собственный пример и уважая границы ребёнка.

Если выяснилось, что ваш сын или дочь стали жертвой буллинга в школе или в Интернете, снимите с него чувство вины. Объясните, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход. Дайте понять, что вы на его стороне. Поддержите и успокойте.

Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения. Помогите обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников. Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика вашего ребёнка. Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.

В ситуации кибербулинга заблокируйте сообщения агрессора с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность, распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями — и прямиком в правоохранительные органы.

Задача родителей — не просто защитить и поддержать ребёнка, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Любите своих детей! Будьте для них опорой и защитой! Будьте для них проводником в вопросах чести, достоинства, морали и нравственности! И будьте счастливы!

Справка

Горячая линия проекта «Травли-нет!» — 8-800-500-44-14.

Сайт проекта «Травли-нет!» — www.травлинет.рф.

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Чернянского района, телефон записи к специалистам 8 (47232) 5-54-24.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 11:29
Вячеслав Гладков: "Генерал-майоры с боевым опытом возглавили отряд «БАРС-Белгород» и СГУП «Орлан»"
Материал
ОбществоВчера, 12:48
Учительница из лицея №9 города Белгорода поборется за победу во всероссийском проекте Знание.Лектор
Материал
Общество20 ноября , 17:14
Вячеслав Гладков: "Федеральные власти выделили 15,8 млрд рублей на помощь жителям приграничья"