Подбирая героев для рубрики «Ровесники области», мы были приятно удивлены, что в 1954 году родились многие талантливые чернянцы, которые своим трудом и словом всю жизнь прославляют родной район. Сегодня рассказ о жительнице села Орлик, поэтессе, талантливом наставнике и огромной души человеке — Татьяне Ивановне Котляровой. 9 января она отметила 70-летие.
В просторном зале всё аккуратно и по полочкам, книги — в шкафах, на столе — чистая скатерть, в красном углу — иконы. Букет роз напоминает о недавно прошедшем юбилее, а мы, расположившись на уютном диване, мысленно отправляемся в начало 60-х годов.
Таня Швец родилась в семье колхозников: папа был трактористом, мама — свекловичницей. В детстве любила кататься с отцом на ГАЗоне, наблюдала, как в кузов загружают зерно, а на току старшеклассники разгружают машины.
«Я обожала это. Бывало, залезу в кузов, вокруг море зерна, букашки разные ползают, соберу их, а потом открою спичечный коробок, а букашки все вылетят, смотрю и любуюсь. Вот счастья-то было. Оттого я трактор и полюбила, что с мальства на природе, в полях с папой. Мама пыталась меня приучить к рукоделию, но я как в третьем классе вышила «мэдведика», так и больше не взяла в руки. Брат Иван у меня и шил, и вышивал, а меня тянуло к технике», — рассказала собеседница.
Моменты в детстве бывали разные. Но дрожь в голосе пробирает, когда Татьяна Ивановна рассказывает историю маленькой сельской девочки, которой так хотелось конфет.
«Это был 1961-й. Дедушка дал мне рубль. Я зажала эту монету в кулаке и счастливая шла в магазин. Я ещё не знала, что произошла денежная реформа, и это уже были 10 копеек. Денег-то мы вообще не видели особо, родители работали за трудодни в колхозе. В магазине были два сорта конфет: подушечки розовые талые и настоящие барбариски, завёрнутые в серую бумажку, на которой нарисованы зелёный веночек и красные ягодки, которых я ещё никогда не ела. И вот я смотрю, продавец оторвала от мешка с вермишелью кусок бумажки, шлёпнула на весы ложку талых подушечек и отдала мне. Я закусила губу и со слезами на глазах выскочила из магазина, спряталась в лопухах, там меня нашла мама, целовала мои глазки, чтобы больше они не плакали. Она мне сказала: «Вот поедем в город, купим тебе настоящую конфету».
И так оно и было. В то лето выращенными на огороде луком, чесноком и горьким перцем маленькая Таня торговала на рынке, а на вырученные деньги купили не только конфет, но и отрез красивого бордового штапеля, из которого мама сшила ей школьное платье.
«Мне очень хотелось учиться. Была такая курьёзная ситуация, я услышала, что наша первая учительница Анна Васильевна Шевченко сказала прийти в школу накануне первого сентября. Оказывается, это нужно было детям, которые оставались на второй год. Я же не поняла, обрадовалась, стащила платье из сундука и, чтобы меня никто не увидел, пошла в школу по лопухам. Оттуда меня, конечно, проводили. Домой я вернулась вся в колючках и репяхах, ох, и отругали же меня тогда».
Пионерская зорька
Школьные годы Татьяна Ивановна вспоминает с особым теплом. Начальная школа была в Павловке, а вот в пятый класс перешла уже в орликовскую. Классным руководителем была Екатерина Николаевна Бондаренко, она же преподавала литературу и русский язык. Ещё в пятом классе стали выпускать стенную газету «Пионерский фонарик», и Таню Щвец выбрали редактором.
«Екатерина Николаевна оставалась с нами после уроков, учила писать заметки, стихи. Помню, я написала басню и без её ведома отправила в «Пионерскую правду». Мне пришёл ответ на бланке с логотипом газеты, там были такие строки: «Таня, мы желаем тебе больше читать классиков и быть внимательнее. Ты же живёшь в деревне, где ты видела у гуся уши». В басне я написала «гусь вислоухий». С тех пор я басни не пишу. Ну, просто это не моё», — улыбаясь, рассказала сельчанка.
По утрам дети в любую погоду спешили в радиоузел, здесь была программа «Пионерская зорька». Пятиклассники читали в эфире свои заметки, а сколько было гордости и радости у родителей, которые слышали об отличных отметках своих детей по радио. В школьные годы вели переписку с детьми из других республик Советского Союза, первое письмо попало в руки Татьяне от девочки Барият из Махачкалы, а вот письмо из Вьетнама, где в то время шла война, подтолкнуло её написать первое серьёзное стихотворение. В старших классах учительница посоветовала Тане отнести стихи в газету «Путь Ильича», так ещё в начале 70-х и зародилась дружба с районным изданием.
Помимо стенгазеты были репетиции, выступления на фермах и в школе. Спектакль «Дезертиры» сыграл важную роль в жизни Тани Швец. Когда распределяли роли, ей досталась — невесты, а вот женихом стал Виктор Котляров. Через время школьная дружба переросла в любовь и семью.
Трактористка-комсомолка
В десятом классе удалось совмещать учёбу в школе с обучением в алексеевском училище, а к выпускному помимо аттестата на руках было и удостоверение машиниста-тракториста третьего класса. В селе сформировали девичью тракторную бригаду и всем выдали по новенькому трактору. Как признаётся Татьяна Ивановна, работа эта ей очень нравилась, хоть и непросто было, особенно зимой. Однажды даже в поле пришлось заночевать, но девушка стойко преодолевала все сложности. Про их бригаду рассказывали по всесоюзному радио в программе «Ровесники», за ударный труд Татьяну наградили орденом Трудового Красного Знамени, а вот в 1974-м ей выпала честь представить чернянскую молодёжь на 17-м съезде ВЛКСМ.
«Рады были за меня все. Ну, кроме Виктора, не хотел он меня отпускать. Сказал: «Отпущу только Котляровой». Так вот и пошли мы с ним в марте по распутице в клуб регистрироваться. Через лужи меня переносил, чтобы не вымокла и не вымазалась», — вспомнила Татьяна Ивановна.
Сначала всех делегатов собрали в Белгороде, где возле здания технологического университета закладывалась еловая Аллея делегатов. В Москве всех разместили в самой красивой гостинице столицы «Россия». Вспоминая то время, Татьяна Ивановна называет десятки имён выдающихся спортсменов, деятелей культуры, актёров, космонавтов. Делегаты побывали во Дворце съездов, где их приветствовал Леонид Ильич Брежнев, на приёме у министра сельского хозяйства, кондитерской фабрике «Рот-Фронт», в Лужниках, московском театре сатиры, где в спектакле «В плену у времени» играли Анатолий Папанов и Андрей Миронов, Красной площади и многих других местах столицы.
Вернувшись домой, по состоянию здоровья перешла работать в школу инструктором по вождению. Но спустя время директор и тут поставила условие, сказав, что такой сотрудник ей не нужен: ни дрова колоть, ни уголь грузить не заставишь. И предложила стать пионервожатой.
«Я даже плакала, не хотела, но что поделаешь. Тут ещё дома разлад возник, муж не хотел, чтобы ехала учиться в Белгород, а нужно было для работы. Очень помогла свекровь, Мария Николаевна встала на мою сторону, и он согласился».
12 лет пионервожатой, ещё три — учителем и более 20 лет — воспитателем детского сада. Очень много воспоминаний у Татьяны Ивановны того времени. Яркие неравнодушные коллеги, творческий коллектив, дети, семья, самодеятельность, творчество — всё слилось в жизненный путь сельчанки. Отдельные её стихи и рассказы публиковались на страницах районной газеты, а в 2008-м вышел сборник «Судьбы дорога». Уже после выхода на заслуженный отдых со многими воспитанниками и учениками поддерживала связь, получала письма, открытки.
С верой в сердце
Если в юности Татьяна Котлярова была активной комсомолкой, то с годами в её жизнь прочно вошла вера. Начиналось всё с того, что стали уходить близкие люди. Первый раз пошла в храм, чтобы отслужить панихиду на 40 дней по любимой свекрови. А затем из жизни ушёл свёкор, другие родственники. А потом… Пришло воскресенье, и не надо вроде бы идти, а потребность есть. Очень помогла вера в Бога, когда в армии служили сыновья, в 90-х ситуация в Чеченской республике была очень напряжённой, в то время стала постоянно ходить в храм.
«Довольно тяжело бывает, утром вставать не хочется, туда идти очень тяжело, далеко, а обратно возвращаешься такой окрылённый. Со временем настоятель храма благословил петь в церковном хоре, так осталась и по сей день», — рассказала именинница.
Открытая душа, доброе сердце, сострадание, желание помочь ближнему, конечно же, нашли отклик не только в творчестве Татьяны Ивановны, но и в её повседневных делах. Неподалёку от неё живёт Александр Жорник, который уже почти два года занимается волонтёрской деятельностью. Помогает группе и Татьяна Котлярова, готовит по возможности еду, печёт хлеб и пирожки для солдат, а вот уже больше полугода занимается плетением маскировочных сетей в воскресеновском Доме досуга.
«Сначала у нас было только два станка, сейчас, считай, производство, — смеётся сельчанка. — Люди очень нужны. Из Орлика ездим мы втроём, со мной ещё Ольга Лесина и Валентина Коростелёва, а воскресеновцы многие участвуют. Руководит нашей работой Галина Скрипкина, а активисты там Любовь Козлова, Татьяна Олейникова, Светлана Панкова. Наталья Ковалёва по специальности закройщица, так сети кроит и сшивает, муж её на станке нарезает ленты, а мы все берём задание на дом — нарезаем кончики. Активно участвуют также Галина Лукьянова, Лариса Ряженова, Татьяна Сова. Мария Филипповна Синицкая уже в пожилом возрасте, но забирает ленты и делает для нас заготовки на дому. Когда были летние каникулы, очень помогали школьники, да и сейчас приходят в выходной».
Бывает, что за работой женщины запоют песню, или Татьяна Ивановна читает свои стихи, запишут видео и вместе с готовой сетью передают ребятам тёплый привет из дома.
***
Второй год в обнимку с автоматом,
Второй год окопы, блиндажи.
Долг сыновний выполняем свято:
Защищаем наши рубежи.
Каждый метр земли пропитан кровью
Русского солдата и врага.
Здесь схлестнулись ненависть с любовью,
Полыхают танки, как стога.
Беспилотники над нами кружат,
Оператор снова ищет цель.
Основательно укрыться нужно:
Враг глядит внимательно в прицел.
С автоматом второй год в обнимку,
От души скажу вам без прикрас:
«Сети, словно шапки-невидимки,
Жизнь солдат спасали много раз».
Татьяна Ивановна признаётся, что каждое стихотворение или рассказ — это боль души или наоборот лучик добра и света в жизни. Говорит, что строки рождаются сами собой, а иногда завершить стихотворение удаётся лишь спустя годы.
Самые светлые чувства у неё вызывает правнучка Вероника, которая родилась в сентябре. Ей бабушка посветила такие строки.
Голос у малышки нашей звонкий,
Широко раскрытые глаза,
Что же не лежится на пелёнке?
Хочет так подняться егоза!
Мой мизинец ручкой обхватила
И никак не хочет отпускать.
Слёзы счастья я сдержать не в силах,
Господи, какая благодать!
На бочок легонько повернулась,
Надо крохе на животик лечь…
Получилось! Сладко улыбнулась.
Не забыть мне радость этих встреч.
В год юбилея мы поздравляем нашего внештатного автора, талантливую поэтессу с днём рождения. Пусть будет крепким здоровье, рядом всегда вдохновение и ещё много долгих лет, наполненных творчеством и радостью.