Школа в селе Орлик всегда была одной из сильнейших в районе, достойно представляла свои достижения и на областном уровне. Сегодня здесь учится 121 ребёнок, и трудятся 23 педагога. Крепкие традиции, высокопрофессиональный коллектив и хорошая материальная база — слагающие успеха орликовцев.
В большой копилке достижений — пять побед в областных конкурсах «Школа года» в 1991, 1993, 1999, 2003 и 2015 годах. В этом году учреждение получило новый облик — завершился капитальный ремонт, который длился два года. 1 сентября 2023-го сельская детвора отметила новоселье. Участие в областном конкурсе — ещё одна высота на многолетнем пути, которую нужно было взять. Ведь после обновления учащиеся и коллектив зашли в светлое просторное здание, но с абсолютно чистыми стенами и пространствами, которые нужно было обустроить, наполнить смыслом, сделать функциональным каждый уголок. И это удалось буквально за три месяца.
Особенно привлекают внимание размещённые у каждого кабинета портреты российских поэтов, писателей, учёных, политических и общественных деятелей с их высказываниями, которые отражают особенность преподавания того или иного предмета. Стены украшают школьная символика, государственные символы страны, мотивирующие слоганы. Учителя создали вместе с детьми школьную азбуку. Её ключевые понятия — патриотизм, добро, духовность, мир, труд, Родина, лежат в основе воспитания. Заинтересовала членов комиссии и открытая стена, на которой можно написать вопрос, предложение, запустить акцию, нарисовать что-то. На этажах школы ещё множество экспозиций, которые несут свою смысловую нагрузку. Самая излюбленная — зона интеллектуального развития, где на переменах можно играть в шахматы и шашки, а младшие школьники с удовольствием раскрашивают магнитные раскраски, размещённые прямо на стенах.
Внешний облик помещений — лишь дополнение к богатому содержанию. В этом убедилась и конкурсная комиссия, которая прошла по «Лестнице успеха» орликовцев. Экскурсию под таким названием для гостей школы провели директор Сергей Шаповалов и заместитель директора Любовь Логачёва.
«Успех образования зависит, в первую очередь, от личности учителя, его профессионализма, многогранности, щедрости души, умения развиваться, идти вперёд и вести за собой», — сказал Сергей Шаповалов.
«Трансформация организации» — так звучит тема конкурсного испытания финального этапа. В ходе панорамного знакомства жюри с деятельностью учреждения коллектив поделился идеями о преобразовании образовательной среды, продемонстрировал умение коллектива работать по-новому в соответствии с запросами детей, родителей, общества.
«Оценив, свои возможности, условия, требования федеральных государственных стандартов, запросы общества, мы приняли решение сформировать личностно-развивающую образовательную среду. При этом трансформации подвергся целый ряд направлений нашей работы. И во главу угла мы поставили личность ребёнка и педагога», — прокомментировала Любовь Логачёва.
Трансформацию образовательной среды в Орлике начали с изменения социально-психологической службы. Школа является инклюзивной, так как в ней реализуются программы для детей с умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития, тяжёлыми нарушениями речи. Здесь обучаются семь детей с ограниченными возможностями здоровья.
Члены жюри побывали на занятиях учителя-логопеда Марии Овсянниковой, где первоклассники с ОВЗ изучали гласные буквы и звуки, развивали внимание, моторику, межполушарные связи и чувство ритма с помощью нейроигры. Гости посетили заседание клуба, организованного педагогом-психологом Верой Шибаловой, для семей с детьми с ОВЗ и инвалидами. Совместные занятия помогают родителям адаптироваться психологически, лучше узнать ресурсные возможности детей и активно участвовать в их развитии.
Школа всегда славилась слаженной и эффективной работой с педагогическими кадрами. В условиях трансформации создана система наставничества. Ещё четыре года назад средний возраст педколлектива был 54 года, сегодня — 45 лет. На благо сельского образования трудятся пять молодых педагогов, трое из них — выпускники орликовской школы. Новички делают первые шаги в профессии под наставничеством опытных педагогов. Это наглядно продемонстрировал необычный урок английского языка, который вместе провели учитель высшей квалификационной категории Елена Ерёмина и молодой специалист Анжела Васютина.
В школе реализуются четыре уровня образования — дошкольное, начальное, основное и среднее общее. Элементом формирования личностно-образовательной среды является создание единого пространства на уровнях дошкольного и начального общего образования. К примеру, совместное занятие внеурочной деятельности «Я пешеход и пассажир» воспитанников детсада и второклассников провели учитель Наталья Дурнева и воспитатель Татьяна Овсянникова.
Старшая вожатая Александра Емельяненко вместе со своим наставником Любовью Лещук создали страницу школы в соцсети «Вконтакте». Паблик признан флагманским на уровне региона. Жюри посетило медиацентр, его создание и функционирование стало возможным благодаря трансформации школьного самоуправления. Чтобы делать паблик интересным, работает целая команда. Школьники поделились рекомендациями, как писать уникальные посты и набирать большие просмотры.
В экскурсии длиною в школу орликовцы представили ещё много интересного. К примеру Ольга Дурнева провела мастер-класс «Применение технологии АМО». Это активные методы обучения, которые подразумевают разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Они строятся на творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся и т. д.
В Орлике максимально используют опыт педагогов-ветеранов, ведь именно их трудом создавался авторитет образовательного учреждения. В школьной библиотеке прошла встреча детей с местной поэтессой, ветераном педагогического труда Татьяной Котляровой. Она прочла своё стихотворение, посвящённое СВО. Патриотическая тематика всегда была близка автору. Чтобы поддержать наших солдат, Татьяна Ивановна пишет им добрые письма, готовит различные угощения, печёт хлеб.
Школа активно помогает российским военнослужащим. В добрых делах волонтёрской группы быстрого реагирования, созданной педагогом-ветераном Александром Жорником, участвуют коллектив и учащиеся школы, ветераны, простые сельчане. Все включились работу по плетению сетей. Группа отправила на передовую уже более 250 штук, чтобы укрыть наших бойцов.
В школе волонтёров работа не прекращается. Учитель Галина Васютина и юные добровольцы встретили гостей в мастерской по плетению маскировочных сетей. Александр Жорник в этот момент давал рекомендации, как правильно перевязывать ленты, чтобы сети были надёжными.
Гармоничному развитию личности способствуют занятия спортом. Благодаря стараниям школы, не только дети, но и взрослые сельчане играют в русскую лапту, проходят соревнования по лыжным гонкам на приз главы поселения гендиректора АО «Орлик» Анатолия Овчарова, традиционный турнир по футболу ко Дню Победы. Как отметил учитель физической культуры Владимир Нечаев, материальная база в полной мере позволяет реализовать образовательную программу. Повод для гордости — более 150 пар лыж и ботинок к ним, а также специальный станок для смазки инвентаря.
Особое место в школе — музейный комплекс. Гости осмотрели залы образования школы, природы, этнографии, иконописи, Великой Отечественной войны, а также передвижную экспозицию, посвящённую хозяйству «Орлик». В планах создать зал в честь тружеников сельского хозяйства.
Акционерное общество всегда было и остаётся надёжным партнёром учреждения во многих направлениях, но главное из них — профориентационная работа. На занятии курса «Индивидуальный проект» десятиклассники вместе с учителем Полиной Скуратовой презентовали работы по теме «Сельскохозяйственные профессии будущего». А оценивал их юрист АО «Орлик» Алексей Иванов.
Высокий профессионализм и творческий подход к обучению продемонстрировали учителя Татьяна Борзилова, Наталья Дурнева, Светлана Дурнева, Галина Куценко, Любовь Лещук, Владимир Миронов, Светлана Раевских, Надежда Соколова и другие.
Следуя в ногу со временем, дети изучают и современные технологии — квадрокоптеры, 3D-моделирование и 3D-печать. Школа развивает учеников и эстетически, лучшие произведения великих композиторов, знаменитые картины русских и зарубежных художников украшают лестницу «Времена года». Гости посетили занятия хореографического кружка и других творческих объединений.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что в ходе экскурсии каждый гость понял, что орликовские педагоги работают с душой, вдохновляют детей на учёбу и саморазвитие, поощряют их любознательность. В ответ же получают искренний отклик, благодарность и достижения своих учеников.
Совсем скоро станут известны результаты конкурса «Школа года — 2023». Несомненно, орликовский коллектив проделал огромную работу и достоин победы. Желаем удачи нашим землякам!