Ближе друг к другу
Позади первая учебная четверть. К этому времени обычно завершается процесс адаптации к школе первоклассников. И пятиклассники уже должны привыкнуть к новым учителям и программе. У других учеников за это время появились незначительные изменения в школьной жизни: дополнительные предметы, незнакомый учитель, новый ученик в классе. Но обычно это не доставляет серьёзных психологических потрясений. Почему же тогда родители снова и снова слышат от детей, что в школу идти не хочется, что они сильно устают, им не интересно, до сих пор не нашли себе друзей, что боятся и даже не любят учителей?
Родители, как никто другой, чутко замечают любые изменения в настроении и состоянии детей. Отмечайте, какие эмоции начинают превалировать в настроении: тревожность и страх, грусть, печаль или апатия, раздражительность или вспышки гнева. А далее начинаем прощупывать три сферы: учёба, сверстники, учитель. Это основная рекомендация от социального педагога.
Вопросы по учёбе можно задавать через эмоцию интереса: «Какие предметы самые интересные и увлекательные?», «Есть ли с чем-то сложности?». Сразу учимся уходить от нравоучений, сравнений с другими детьми и фраз: «А вот я в твоём возрасте лучше старался». Не забывайте напоминать, что, если ему понадобится ваша помощь или поддержка, вы всегда рядом. Не срывайтесь на сыне или дочери, если будут какие-то ошибки. Детям важно слышать и понимать, что мама и папа будут любить его любым — неидеальным и допускающим ошибки.
«Спрашивайте о друзьях в школе, интересуйтесь ситуациями, которые происходят в общении. Запоминайте ситуации и позже интересуйтесь, как развивались события дальше. Ребёнок будет понимать, что не только учёба, но и его проблемы, общение со сверстниками тоже вам интересны. Степень доверия между вами будет расти. А это значит, что если ребёнок попадёт в проблемную ситуацию, то скорее к вам обратится за помощью, чем будет страдать в одиночестве или найдёт не самый лучший выход. Мягко и ненавязчиво просите рассказывать, что самое интересное или неприятное было за день. Если школьник тщательно старается избегать ответов на такие вопросы — на это стоит обратить внимание», — подчёркивает Александра Петренко.
Опасные маячки
Если ребёнок отказывается от еды, не высыпается, пребывает в плохом настроении, нервничает, хотя и в семье всё хорошо, питание и режим в норме, стоит бить тревогу. Когда родитель узнаёт от педагога о плохом поведении подростка, он переживает самые разные эмоции: от стыда и чувства вины до злости. Кажется, что ребёнок балуется на уроках назло, а они, взрослые, ему чрезмерно потакают, что если припугнуть ученика наказанием, то он сразу исправится. Однако важно понимать: подросток, осознанно нарушающий дисциплину, и без того страдает от внутренних противоречий. Скорее всего, где-то был нарушен контакт внутри семьи, а потому наказание только подорвёт доверие к взрослым и усугубит ситуацию. Чтобы помочь подростку, необходимо учитывать причины его поведения.
Как вернуть мотивацию к учёбе
Все дети переживают из-за учёбы. Родителям главное — не усугублять их тревоги. Иногда кажется, что лишний раз заставить ребёнка переписать домашнюю работу без единой помарки или отругать за полученную двойку — это лучший способ поддерживать дисциплину. Однако всё происходит наоборот. Такое поведение родителя отражается на эмоциональном состоянии сына или дочери, желание учиться пропадает, а страх получить плохую оценку преследует на протяжении всего учебного года.
Что лучше делать в этом случае:
Если ребёнок переживает из-за плохой оценки, скажите ему, что двойка или тройка — это не конец света, а всего лишь показатель, что в знаниях есть какие-то пробелы, которые можно заполнить. Ничего страшного и не произошло.
Не стесняйтесь хвалить ребёнка за прошлые заслуги в учёбе. Такая похвала в момент, когда ребёнок расстроен, придаст ему уверенности в себе и в своих силах. Расскажите о том, как вы переживали подобное, когда сами учились в школе. Тот факт, что у родителей были свои учебные взлёты и падения, может вдохновить школьника. Плюс он поймёт, что он не одинок в своих проблемах, что такое случается со всеми.
Спросите без давления, почему произошла ситуация, которую ребёнок считает своей неудачей. Например, поинтересуйтесь, насколько для него была сложной тема, понял ли он то, что объяснял учитель и так далее. Подобная спокойная и не назидательная проработка поможет найти начало проблемы и заняться её решением.
«Спокойное и участливое отношение родителя к проблемам ребёнка помогает школьнику справиться с тревожностью. В атмосфере, где его понимают и готовы всегда поддержать, ребёнку проще преодолевать сложности. Поддержка необходима всем, вне зависимости от возраста», — отметила Александра Сергеевна.
Полезные советы
Старайтесь быть ближе друг к другу. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребёнок чувствовал — вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.
Не менее важно решить, с кем из взрослых ребёнку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край. Папы жёстче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого. При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 минут. Паузы после такой работы обязательны!
Что поможет поддержать ребёнку душевный комфорт?
Родители должны содействовать укреплению чувства собственного достоинства своего ребёнка. Для этого нужно: создать в семье атмосферу доверия и безопасности, выбрать ясные и справедливые правила и быть последовательным при договорённостях, способствовать инициативе и самостоятельности. Искренне заботиться о внутренних чувствах детей, то есть интересоваться их желаниями и проблемами в школе и на улице, среди ровесников в компании. Запомнить, что систематические придирки и наказания менее результативны, чем поддержка, похвала и конструктивная критика.
Ещё одни важные рекомендации: понимать и доверять, учитывать его интересы, перестать быть воспитателем и стать другом, просить прощение за свои ошибки и неверное поведение, критиковать только его поступки, а не личность.
Золотые правила: ругать необходимо наедине, а хвалить при всех. Подчёркивать значимость и индивидуальность сына или дочери. Больше внимания уделять хорошему, незначительные минусы — игнорировать. Ограничить наказания, это путь к взаимной агрессии. Занять свободное время ребёнка интересными делами. Убедить в том, что нет неисправимых недостатков. Учить ставить себя в положение другого человека. Научить считаться с мнением других людей. Стимулировать положительные результаты, создавая ситуацию успеха. Помочь выработать привычку и потребность в самоанализе: чаще обсуждать с ребёнком цели и задачи его поступков, совместно разбирать причины его поведения и поведения других людей, научить ребёнка сравнивать полученный результат с желаемым. Систематически поддерживать связь с педагогами и другими взрослыми наставниками вашего ребёнка.