Правы те, кто считает, что жизнь — это дар и великое счастье. Уважение, восхищение вызывают те люди, которые ценят этот дар, а поскольку жизнь быстротечна, то такие люди очень ценят и время, стремясь каждое мгновенье наполнить смыслом. Закономерно возникает вопрос: а это реально? Да, конечно. В подтверждение расскажу о том, кого знал, с кем довелось работать и общаться…
Было время, когда в советской, а затем российской школе в 10 и 11 классах в учебных планах присутствовал предмет «Трудовое и профессиональное обучение». Предмет был обязательный, все без исключения старшеклассники его изучали, причём по четыре часа в неделю (а в отдельных школах количество часов доходило до шести). Выбор профессий в сельской школе для освоения был не ахти какой, юноши изучали профессию тракториста-машиниста, а девушки — оператора машинного доения.
Когда я в конце 70-х приехал после Белгородского пединститута работать в Орликовскую среднюю школу, причём сразу директором, то очень быстро понял, что деятельность сельской школы и её функционирование пронизаны трудовым воспитанием, что физический труд в школьной жизни ученика занимает существенное место.
Учительствовали тогда в школе два Ивана Сергеевича — Поддубный и Жилин. Первый заведовал мастерской технического труда и вёл уроки с пятого по девятый классы, а второй занимался со старшеклассниками обеими профессиями и руководил ученической производственной бригадой. Оба учителя были признанными мастерами своего дела, много лет отдали этой школе. Но Иванам Сергеевичам пришло время уходить на заслуженный отдых. Встал вопрос: кто сможет достойно подхватить эстафету, чтобы не растерять всё то ценное, что было наработано. К тому же преемник должен был обладать смелостью, солидным багажом знаний, чтобы не испугаться ответственности. Такой человек, к счастью, нашёлся. Им оказался Иван Иванович Бранько. Родился в Орлике, выпускник местной школы, причём очень сильный и прилежный, учился у Иванов Сергеевичей, ставших своего рода ориентирами на жизненном пути, поступил после школы в Воронежский сельскохозяйственный институт имени Глинки, успешно его окончил, отслужил в армии, в 1983 году вернулся в родное село и стал работать заведующим гаражом в совхозе «Орлик». Очень ответственная работа. Парк машин огромный, и нужно обеспечить стабильную работу каждой. Не зря гараж называли сердцем совхоза. Поломка даже одной машины вызывала множество проблем на других участках деятельности. Кстати, отец у Ивана Ивановича всю жизнь отдал профессии механизатора в этом же хозяйстве. Искусный, талантливый был работник, любил и чувствовал технику, на тракторе К-700 («Кировец»), как вспоминали односельчане, умел станцевать «Яблочко», в его руках техника была очень послушной, потому что он сам был безупречно надёжным, грамотным специалистом и прикипел к своему делу всей душой.
Казалось бы, всё хорошо, молодой, а уже при такой должности, но Иван Иванович в 1986 году круто меняет свою судьбу, оставляет сельскохозяйственное производство и приходит в школу работать с детьми. Первым с моей стороны был вопрос: «Вы всё хорошо взвесили?». Ответ прозвучал твёрдо: «Да! Я не уйду!». Конечно, Иван Иванович и переживал, и сомневался, принимая такое решение. Представляю, сколько он всего передумал и что творилось в его душе! Но выбор сделан, отступать некуда, нужно идти только вперёд. Ивану Ивановичу досталось наследство от двух Иванов Сергеевичей: мастерская технического труда, ученическая производственная бригада и все уроки трудового и профессионального обучения с пятого класса и до выпуска из школы.
А ещё в учебном плане были часы ОППТ, эта аббревиатура для современного человека мало с чем ассоциируется, только ветераны педагогического труда знают и помнят, что это такое, а расшифровывается она просто: общественно полезный производительный труд. За эти занятия тоже отвечал Иван Иванович. С первых дней у молодого педагога всё стало получаться, за порученные ему участки работы можно было не беспокоиться. Всё было на высоком, достойном уровне. Иван Иванович, как губка, впитывал педагогические, методические и дидактические тонкости, секреты, правила. Самое главное, что к его урокам никто не относился как к лёгким, несерьёзным или второстепенным. Он сумел сделать их важным средством профессионального самоопределения. Ивана Ивановича приняли и полюбили дети, признали родители и коллеги-педагоги.
Много пришлось поволноваться за производительный труд старшеклассников. Почему? В своих подходах к его организации мы ничего не упрощали, школьники по-настоящему трудились. Юноши в совхозной мастерской выполняли ремонт сельскохозяйственной техники, но мастерская действовала в дневное время в отличие от молочно-товарных ферм, коров доили три раза, и первая дойка начиналась в пятом часу утра. Один раз в неделю, как сейчас помню, это была среда, доение бурёнок было отдано девушкам, которые в школе осваивали профессию оператора машинного доения. Дорога к молочному комплексу, где содержались животные, пролегала мимо моего дома. Ровно в четыре утра каждый день, невзирая на время года и погоду, раздавался гул автомобиля, это был автобус, который по селу собирал доярок и вёз их на утреннюю смену. А по средам автобус вёз не только взрослых женщин, а и молоденьких девушек-старшеклассниц. И мы (я, директор школы, и Иван Иванович) были начеку, бурёнки бы не поняли, почему их вовремя и качественно не подоили. Но ответственность у школьниц была на самом высоком уровне, никто из них не дал никогда даже повода в чём-то усомниться, никто никогда не подвёл. Очень многим в дальнейшей жизни профессия, полученная в школе, пригодилась. Выпускники продолжают добросовестно трудиться на полях и фермах местного хозяйства, только теперь это не совхоз, а акционерное общество «Орлик».
Что отличало Ивана Ивановича как педагога? Он никогда не раздражался, не повышал голоса на учеников, он им доверял, немногословие — это его отличительная черта, при этом оно ему шло, за внешней суровостью скрывалась добрая натура, человечность. Он великолепно знал материал, был, как говорится, на ты с техникой, о сложных вещах, явлениях рассказывал понятно и доходчиво. Не всем это дано.
Уроки в мастерской обогащали детей не только знаниями о предметах, средствах, процессах труда, здесь дети получали нравственное и эстетическое воспитание, если это красивое изделие, то оно никого не оставляет равнодушным, рождает уважение к человеку труда, гордость за него. Благодаря труду развивались мышцы рук, глазомер, дети знакомились со свойствами разных пород древесины, учились работать с инструментами. Трудовое обучение носило ремесленный характер, мальчики учились обрабатывать древесину и металл, осуществлять электромонтаж. Мастерская стала местом, где каждый подросток мог проявить себя, создавая нужные и полезные вещи: швабры для мытья полов, грабли для учебно-опытного участка, черенки для лопат, табуреты, кухонные наборы. Школа в то время регулярно организовывала ярмарки, где продавались по разумной цене изготовленные детьми изделия. Жители, родители стремились попасть на ярмарку и приобрести ту или иную необходимую для быта вещь. Качество поделок своих учеников Иван Иванович всегда гарантировал. Поделки регулярно представлялись на районных выставках технического творчества и получали высокие оценки. Благодаря чему? Просто модели были не мёртвыми, а действующими. Если это самолёт, то он летал, если корабль, то — плавал.
Сегодня Министерством просвещения России поставлена задача, чтобы в каждой школе был свой театр. А в орликовской он был создан в конце 70-х и гремел на всю округу. А декорации к постановкам готовились не где-нибудь, а в школьной мастерской — руками Ивана Ивановича и учеников-умельцев. Какие только задумки руководителя театра Татьяны Анатольевны Рухленко не воплощал в декорациях мастер на все руки Иван Иванович. Стоит только подбросить идею, а Иван Иванович её домыслит, разовьёт, усовершенствует, и получится интересное решение. Да и сам лично он обладал актёрскими данными, красиво танцевал, не одну роль сыграл на школьной сцене.
А через несколько лет его работы в школы пришло автодело. Даже не возникало вопроса, кто его будет вести. Конечно, Иван Иванович! Он сразу с головой погрузился в новое дело. Был создан замечательный учебный кабинет. Работал он в тесном контакте с мастерами производственного обучения: Николаем Николаевичем Загубным, Николаем Григорьевичем Носковым, Сергеем Викторовичем Котляровым. Теоретические сведения, полученные на уроках, отрабатывались на практических занятиях. На экзаменах ребята демонстрировали хорошую и теоретическую, и практическую выучку. Никогда не было стыдно перед представителями Гостехнадзора и Госавтоинспекции, по-нынешнему ГИБДД. Второе место Андрея Киселёва в областном конкурсе юных автомобилистов тому подтверждение.
Иван Иванович активно занимался развитием движения юных инспекторов движения. Он постарался вдохнуть в это дело новое содержание, в школе проводились интересные конкурсы, дети участвовали в районных соревнованиях, побеждали в них, защищали честь района в области.
Огромен вклад Ивана Ивановича в деятельность ученической производственной бригады. В школе был земельный участок площадью 30 гектаров. Конец 80-х и 90-е — нелёгкое для школы время. УПБ в то время — это способ выжить (внебюджетные средства шли на укрепление учебно-материальной базы), это ресурс, позволявший осуществлять питание учащихся в школьной столовой, это огромный потенциал воспитания — трудового, физического, нравственного, гражданского. Труд детей закалял, делал лучше, крепче, совершеннее, способствовал формированию коллективизма, развивал коммуникативные навыки. В те годы действовала программа самообеспечения, направленная на производство продукции для питания учеников. Школьный подвал был хранилищем выращенных собственными руками картофеля, капусты, свёклы, моркови, всяких солений. А школьная столовая в летний период превращалась в самый настоящий цех по переработке овощей, солили огурцы и помидоры, делали икру из кабачков и патиссонов, варили повидло, квасили капусту, сушили яблоки, закрывали в бочки тёрн, а потом из него варили компот. Вот так и жили. Программа самообеспечения в те труднейшие годы свою миссию выполнила сполна. Кормили детей практически бесплатно. Очень точно к тому времени подходит пословица: «Как потопаешь, так и полопаешь», то есть, как поработаешь, так и поешь.
Иван Иванович любил технику безмерно, он её чувствовал, слышал, она отвечала исправным, надёжным, безотказным служением, техника его слушалась. У педагогов сельской школы отпуск, как правило, приходится на июль и август. Июнь — это очень насыщенный, месяц: ремонтные работы, экзамены, лагерь труда и отдыха. В июне не до отпуска. Но и в отпуске он не мог сидеть сложа руки. В местном совхозе никогда не было лишних рук. Вот и предлагали Ивану Ивановичу сесть за штурвал комбайна и поработать на уборке хлеба. Он никогда не отказывал, а в помощники себе брал коллег-педагогов из числа мужчин. В коллективе это воспринималось с гордостью.
Чтобы организовать труд детей в мастерской, им нужно дать в руки то, с чем они будут работать, из чего впоследствии выйдет какая-то вещь. К новому учебному году мастерская силами учителя в полной мере всегда была обеспечена древесными заготовками, благо, вокруг Орлика много лесов и лесопосадок, и лесничество всегда шло навстречу, откликаясь на просьбы школы.
А ещё одной страстью педагога был хоккей, которым он увлёк многих сельских ребят, родителей и коллег. Будучи директором школы, старался поддерживать Ивана Ивановича во всех его начинаниях. Хоккей — значит хоккей! На зиму силами учителей, школьников и родителей монтировалась хоккейная коробка, заливался каток. Не хватало хоккейной амуниции, удалось изыскать финансы и закупить коньки с ботинками, форму. Зато радости ребят не было предела. Дети не пропадали часами у телевизора, они развивались физически, причём увлечение хоккеем не влияло на успеваемость, одним из условий игры в хоккей было отсутствие двоек. Это очень дисциплинировало и подтягивало отстающих, в хоккей хотели играть практически все мальчики.
В конце 80-х в России появились видеомагнитофоны, а вместе с ними стали создаваться видеосалоны. Иван Иванович и в видеотехнике преуспел, разбирался довольно здорово. Орликовская школа одной из первых приобрела видеомагнитофон, и вот в начале 90-х в школе был создан видеосалон, своеобразный очаг культуры, заполнивший нишу не только для школьников, но и для жителей села. Функционирование этого очага было на Иване Ивановиче. Конечно, бум на просмотр фильмов продолжался недолго, в скором времени «видики» стали массово появляться в домах односельчан, но такая страница в истории школы была.
В числе увлечений Ивана Ивановича также рыбалка. Неважно, сколько ты рыбы поймал и поймал ли вообще, дело в другом, природа обновляет человека, вдохновляет его, красота чернянской природы подпитывала его, согревала, приносила истинное удовольствие. На самом деле это был человек тонкой душевной организации. Его тянуло к музыке, он играл на гитаре. А потом педагоги-мужчины, тоже владевшие музыкальными инструментами, взяли да и организовались в коллектив, так в школе появился мужской вокально-инструментальный ансамбль. Огромную роль в жизни коллектива играл Владимир Егорович Лесин, владевший множеством инструментов, человек-оркестр. А ученики смотрели на учителей и не отставали от них в воплощении своих задумок, только поддерживай. Когда учителя подают позитивный пример, ему хочется следовать, от этого детская активность просто зашкаливала.
Заболел Иван Иванович внезапно. Перенёс несколько тяжёлых операций, после которых продолжать учительствовать уже не мог. Из школы он ушёл в 2003 году. Все последующие годы стойко и мужественно держался. Его главным оружием стали совет, подсказка, консультация, практическая помощь всем тем, у кого возникали вопросы или проблемы, связанные с техникой. Вот такой разносторонний человек Иван Иванович, призванный на небеса в Год педагога и наставника. О том, что он был высокопрофессиональным педагогом, убедительно говорят следующие факты: по прошествии пяти лет педагогической деятельности он уже имел тринадцатый разряд при самом высоком четырнадцатом (тогда ещё квалификационных категорий не было) и был уже отличником народного просвещения, некоторым, чтобы такого добиться, требуется не один десяток лет. Период пребывания Ивана Ивановича в педагогической профессии был ограничен 17 годами. Но всё это время он учил, просвещал и наставлял по-настоящему, стремясь по максимуму наполнить отведённое ему время добрыми и яркими делами, красотой поступков, насыщенностью и наполненностью жизни.
Николай РУХЛЕНКО