Научно-практический семинар «Примирительная и восстановительная медиация: разбор кейсов» прошёл в чернянской школе №2 в рамках реализации регионального межведомственного социального проекта. Провела семинар уполномоченный по правам ребёнка в Белгородской области, член команды проекта Галина Пятых.
Школа — это общество, в котором каждый день встречаются люди с разными взглядами, убеждениями и интересами. Возникновение конфликтных ситуаций при таких условиях неизбежно. Для их предотвращения и разрешения должны быть задействованы профессионалы. Психологическую безопасность образовательной среды эффективно осуществляет медиативный подход. Его используют службы школьной медиации (примирения).
На семинар были приглашены классные руководители, старшие вожатые, педагоги-психологи, социальные педагоги, заместители и руководители образовательных организаций, сотрудники органов опеки и попечительства, представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Этим людям по долгу службы часто приходится искать пути разрешения конфликтных ситуаций.
Семинар открыла заместитель главы администрации района по социальной политике Татьяна Рыка. Она сделала акцент на необходимости конструктивного взаимодействия граждан в современном обществе. Для этого важно развивать менталитет сотрудничества и социального партнёрства, создать среду, в которой каждый имеет возможность быть услышанным и понятым.
В теоретической части Галина Пятых рассказала о важности развития служб школьной медиации. Эта социальная инновация входит в ряд приоритетных задач в области современного воспитания и образования. С помощью медиативных технологий можно создать безопасную среду для всех участников образовательного процесса, предотвратить и урегулировать возникающие конфликты.
Галина Пятых также подчеркнула, что медиация — это альтернатива административному способу решения конфликтов. Она не наказывает, а помогает решить конфликт на основе добровольного участия. Применение таких технологий позволяет налаживать отношения между оппонентами, взаимодействие которых в рамках образовательного пространства неизбежно и поэтому должно стать продуктивным в будущем.
В практической части семинара фокус-группе было предложено решить тематический кейс и разыграть возможную конфликтную ситуацию. После этого остальные участники обсудили способы и сценарии решения конфликта, особенности работы медиатора в данной ситуации.
«В решении кейса мне выпала роль медиатора, потому что я одна из немногих прошла обучение на курсах в данном направлении, — поделилась заместитель директора школы №3 Татьяна Лященко. — На практике, пусть и с коллегами, а не настоящими участниками конфликта, оказалось не так уж просто придерживаться всех требований к ведению процедуры медиации. Сложно не выбрать чью‑то сторону, не навязывать своё мнение, но это обязательное требование к модератору».
Участники семинара смогли задать интересующие вопросы, узнать алгоритм создания служб медиации, познакомиться с некоторыми техниками. Медиативные службы необходимы, а профессиональные навыки педагогов в этой сфере недостаточны. Поэтому директор школы села Лозное Василий Щепилов предложил рассматривать эти вопросы на семинарах различного уровня и включать их в курсовую переподготовку учителей, заместителей и руководителей образовательных организаций в БелИРО. Галина Пятых поддержала инициативу. Классный руководитель и заместитель директора школы №2 Светлана Редченко так отозвалась о семинаре:
«Я благодарна организаторам семинара за возможность разобраться, кто должен входить в службу медиации, какой функционал выполняет руководитель учреждения, дети-волонтёры. Сегодня мы убедились, что добровольное решение конфликтов мирным путём возможно, а владеть медиативными техниками хорошо бы каждому классному руководителю».
Полезен семинар был и молодым специалистам. Учителю-логопеду школы №2 Светлане Артёмовой в решении кейса выпала роль конфликтной ученицы. Светлана рассказала:
«Мне сложно было исполнять роль зачинщика конфликта, такая черта мне не свойственна. Но разбор кейса показал, с какими вопросами и трудностями можно столкнуться в работе. В моей практике пригодятся предложенные техники ещё и потому, что мне приходится работать с «особенными» детьми и их родителями».