На весенних каникулах школьники села Орлик Маргарита Воловодова и Александр Ровенских посетили лаборатории БГТУ имени Владимира Шухова. Уже несколько лет для каждого учащегося старшей школы обязательным стало выполнение и защита индивидуального итогового проекта. Отметка за него выставляется в графу «Индивидуальный проект» в классном журнале, личном деле и в аттестате. Наверное, поэтому так серьёзно относятся и сами школьники, и педагоги к подготовке проектов, не сводя их к уровню презентации или доклада. Исследование стало инструментом учебной деятельности.
«Старшеклассники самостоятельно под руководством наставника формулируют предпроектную идею, ставят цель, описывают необходимые ресурсы. Презентация результатов проходит в школе. Эксперты оценивают работы по определённым критериям», — пояснила учитель орликовской школы Любовь Лещук.
Особое место при подготовке и защите проекта уделяется выполнению практической части, которая даёт возможность ребятам использовать свой жизненный опыт, ставить качественный эксперимент, а учителю — создавать условия для самоопределения и самореализации.
В школе села Орлик в текущем учебном году двое школьников выбрали для проекта темы физики. Маргарита Воловодова исследует проблему влияния магнитного поля на рост и свойства кристаллов медного купороса, а Александр Ровенских изучает различные методы определения скорости пули.
На весенних каникулах ребята посетили Центр высоких технологий и лаборатории кафедры «Физика» Белгородского государственного технологического университета имени Владимира Шухова. Экскурсия, организованная преподавателем физики, доцентом Владимиром Ващилиным, как признаются дети, оставила неизгладимый след. Вместе со своим учителем они познакомились с работой современных приборов, которые позволяют проводить сверхточные эксперименты, выполнять научные исследовательские работы.
Сотрудники рассказали старшеклассникам о работе рентгеновского аппарата, эллипсометра, лазерного анализатора размера частиц. Познакомили с принципами работы аппарата для определения удельной поверхности, пикнометра, электронного микроскопа, спектрофотометра.
В лаборатории по механике Саша под руководством доцента, преподавателя физики Светланы Лаптевой выполнил эксперимент по определению скорости пули с помощью установки «Баллистический крутильный маятник». Рита в лаборатории физики твёрдого тела вместе с преподавателем измерила углы между гранями кристалла на гониометре, в лаборатории оптики изучила поляризацию кристалла, измерила импеданс кристаллов в лаборатории электричества и магнетизма (звучит слишком научно и непонятно, но дети делали опыты с интересом и вниманием).
«Ребятам ещё придётся немало потрудиться, чтобы обработать результаты экспериментов, проведённых в стенах физических лабораторий БГТУ. Но делать они это будут с интересом и научным любопытством, которыми они заразились от преподавателей университета», — подчеркнула Любовь Лещук.
Учитель и школьники выразили огромную благодарность преподавателям вуза за новые знания и сотрудничество.