— Отец Владимир, скажите, для чего установлен пост? Каковы его смысл и цели?
— Здравствуйте, друзья, дорогие братья и сестры! В этом году Пасху мы будем праздновать 2 мая. Великий пост начнётся 15 марта и продлится до Светлого Христова Воскресения. Это самый длинный и строгий пост в православии. По церковному он ещё именуется святой Четыредесятницей.
Конечно же, мы с вами в первую очередь должны понять, что такое пост. Главная задача и цель для постящегося — путь к Воскресшему Спасителю, именно встречи с Ним лично здесь в земной жизни через духовный и физический труд правильного поста, для жизни Вечной с Богом! Именно эту цель должен преследовать человек, который взялся за нелёгкое дело правильного поста и правильной подготовки к Пасхе.
Вся суть заключается в желании встретить Светлое Христово Воскресение с Богом и всеми святыми в Его любви и благодати. Именно в период Великого поста Святая Церковь призывает к этому всех верных. Конечно, мы понимаем, что это нелегко, искренне довериться и полюбить Господа всем сердцем. Нам всегда что‑то мешает. Если сказать одним словом, то препятствием является грех.
Именно поэтому сам Господь, наш Иисус Христос, освятил наш пост своим примером, о котором мы читаем в Святом Евангелии: «…и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». Период поста — особая борьба и искоренение в себе всякого рода зла и гнева, злых помыслов и воспоминаний, всякой неправды и нечистоты, хулы и сквернословия, духовной лености и очень страшного греха беспечности в деле своего спасения!
Господь указывает нам, как бороться и противостоять грехам и искушениям от диавола: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Евангелие от Матфея, глава 17). Объединённая усиленная молитва с постом, как воздержанием в пище — вот главные методы для достижения цели Великого поста и встречи Христа Воскресшего.
— Многие воспринимают пост как диету, ограничение в еде. От чего стоит воздержаться в духовном плане? А также расскажите немного об особенностях церковных служб в это время.
— Да, действительно, в основном мы воспринимаем понятие поста как отказ от вкушения скоромной пищи, то есть животного происхождения, такой как мясо, птица, молочные продукты, яйца и другие. Это правильно. Но без выполнения нами указанных слов Господа и соединения именно молитвы и поста ограничение в еде будет просто обыкновенной диетой. Иногда человек думает, что постится и не понимает, что он не просто неправильно это делает, но и губительно этой ошибкой влияет на своё духовное состояние. Такой человек вкладывает смысл только в еду. В его жизни не происходит никаких хороших духовных перемен, никакой борьбы с грехами и тайными страстями.
Нужно запомнить всем нам, что только вместе молитва и пост, воздержание от скоромной пищи и расслабляющих наше душевное состояние развлечений и привычек, могут принести нам желаемый результат. Обратите внимание, что молитва является выше воздержания в пище! Результатом воздержания будет настоящее покаяние, то есть изменение жизни в Благодати Божией.
Во всех православных храмах с началом постных дней святой Четыредесятницы начинаются длинные, спокойные и умиротворяющие душу Богослужения. Особенно в первые и последние дни поста каждый христианин старается быть в тесном молитвенном общении с приходом в своём храме на службах.
На протяжении первых четырёх дней Великого поста на вечерних богослужениях совершается молитвенный чин с чтением канона преподобного Андрея Критского. Этот древний канон, то есть сборник духовных песен и молитв, всегда призывал и призывает нас к глубокому осмыслению жизни, своего покаяния перед Отцом Небесным. Красивые тёмные облачения и убранство храма зовут нас к духовному спокойствию и соединению с Богом. Поэтому венцом нашего подвига молитвы и воздержания является чистосердечное покаяние на Исповеди и Причащение Святых Христовых Таин на Божественной Литургии.
В период Великого поста, кроме обычных и привычных для нас служб и литургий субботы и воскресенья, также каждую среду и пятницу совершаются особые и духовно красивые службы. Это Литургии Преждеосвящённых Даров, на которых может причаститься любой готовящийся и кающийся человек, кроме младенцев.
Вооружившись желанием послужить Богу в домашней молитве, в частом посещении Богослужений, в регулярной исповеди и причастии, мы вступаем в эти святые дни поста. Настраиваемся на совершение добрых дел, милосердия и поступков по любви Божией. Совершение всего перечисленного для искренне верующего человека становится настолько приятным и желанным, что он по‑настоящему духовно наслаждается и радуется посту, а не только страдает и думает, как ему тяжело. В таком случае это показатель непонимания смысла поста.
— Нужно ли заранее готовиться к посту? Что бы Вы порекомендовали тем, кто решил поститься в первый раз?
— Святая Церковь, как любящая мать, знает о наших слабостях и лености в духовных молитвенных трудах и воздержании. Несколько недель она готовит нас к вступлению в период Великого поста. Первая подготовительная неделя имеет название по смыслу Евангельского чтения. Это Неделя о мытаре и фарисее. Эта притча напоминает нам о смирении и смиренной молитве, как основе в деле покаяния и борьбы с собственной гордыней, как главным источником грехов.
Вторая подготовительная неделя именуется Неделей о блудном сыне. Она напоминает нам о неисчерпаемом милосердии ко всем грешникам, которые в раскаянии обращаются к Богу Отцу. Третья — Неделя о страшном суде, неделя мясопустная. Это время говорит нам о грядущем Страшном Суде Божием над всем человечеством. Далее идёт Неделя сыропустная, масленичная седмица. Всю эту неделю, последнюю перед постом, устав запрещает вкушение мяса до окончания поста. Последняя же неделя — это Прощённое воскресенье. Также вспоминаем изгнание Адама из рая. Это последний день вкушения скоромной пищи.
Древняя монашеская традиция призывает всех верующих в это воскресенье вечером на особую службу с Чином прощения. Все искренне испрашивают друг у друга прощения, сами желают простить друг другу все обиды и берут благословение на вступление в пост. Пожалуй, что самое главное в борьбе с искусителем-сатаною — простить обиду на ближнего. И непросто простить, но и молиться за него и стараться его полюбить. Так учит нас наш Спаситель Христос. По крайней мере, это одна из задач в начале Великого поста — научиться прощать и не осуждать.
Хотелось бы сказать несколько слов тем, кто раньше никогда не постился. Или постился неправильно, только диетой. Доверьтесь Богу, и всё будет потихоньку получаться. Начните с самого простого — с первой недели. Находите время для молитвы в храме на службах, там особая благодать. Говорите меньше лишнего, старайтесь заставить себя дома понести хоть малый подвиг молитвы и чтения Слова Божиего. Делайте простые, но очень важные добрые дела всем окружающим. И вы будете духовно счастливы от этого поста.
Как говорил святитель Иоанн Златоуст, тогда пост станет для нас приятным. Учитесь не бояться говорить со священником. Если трудно поститься по болезни или усталости на работе, то нужно смело подойти к священнику и посоветоваться о мере поста. Ограничение в пище, которое вредит здоровью, не будет иметь пользы! Помоги Господи всем нам начать это душеспасительное дело!
— Отец Владимир, в преддверии Великого поста что бы Вы хотели пожелать читателям нашей газеты?
— Не забывайте заботиться о физическом и духовном здоровье. Храните веру, начинайте любить Бога, Богослужения, молитву, добрые дела! Господь обязательно благословит и укрепит нас, когда мы начнём делать первые шаги в заботе о душе. Помните, что это большой труд. Но унывать не нужно, а необходимо смело идти вперёд. Если вдруг упадёшь в подвиге поста, то сразу поднимайся. Кайся и начинай без уныния и дурных мыслей снова путь к Богу. Храни всех вас Господь!